- В тот год , когда мы вернулись из ссылки, Тембулат был арестован сотрудниками НКВД. О нем мы ничего не знали почти восемьдесят лет. Только недавно, благодаря поисковикам из Карелии, мы узнали его судьбу. Во время ареста ему было всего лишь неполных двадцать.
- За что его арестовали?
- За что его арестовали? - переспросила меня Райхант - Мы до сих пор не знаем причину его ареста. Знаю, только, что он не совершал никаких уголовных преступлений. Может как не благонадежного, а может как сына кулака, забрали. Из того, что мне рассказали племянники , знаю, что его расстреляли в 1938 году на станции Медвежья Гора (Сандармох) за побег из лагеря. Там он и похоронен. Мне сказали, что наши земляки установили на этом месте обелиск всем погибшим вайнахом, да пошлет им Всевышний за это всех благ! Там ведь не только Тембулат погиб. В тот день, эти звери, расстреляли там восемнадцать молодых вайнахов.
- Райхант, но ведь за побег тогда не расстреливали, добавляли срок два, три года.
- А их расстреляли, Сынок, расстреляли. За побег расстреляли.- тяжело вздохнув, сказала она, и замолчала.
Я понимал ее боль. Человеку становится легче когда он выговаривает ее, когда делится болью, поэтому спросил - А, что случилось с Кхамбулатом?
Немного помедлив, тетя Райхант, тихим голосом, продолжила свой рассказ:
- В 1939 году, в один из красивых, теплых, весенних вечеров, уставшая от дневной беготни и игр с подружками, я сидела за домом, на лавочке и любовалась цветением деревьев нашего сада. Вдруг, в дальнем углу сада, открылась калитка, и я увидела торопливо идущего в мою сторону Кхамбулата. Он был каким- то необычно мрачным. Я побежала ему на встречу и обняла его. Он взял меня за руку и повел к дому. Я спросила, что то случилось?
- Он грустно ответил: - Нет, ничего не случилось, но мне надо с тобой поговорить.
- Мы присели на лавочку, за домом.
- Райхант - обратился он ко мне - Скоро ты услышишь обо мне очень страшную весть , не верь этому, я не делал этого. Ты веришь мне?"
- Я, в ответ тихо прошептала :" Верю, верю.."
- Как я могла не верить Кхамбулату? Он всегда говорил правду, всегда выполнял свои обещания, был самым лучшим братом на свете.
- Кхамбулат тихо встал, поцеловал меня в макушку и сказав, что ему пора идти , ушел в дом. С тех пор я его не видела. Он уехал в Владикавказ. добровольно предстал перед органами и заявил о своей невиновности.
- Но его всё равно арестовали за убийство двух наших кровников. Я поняла о чем он меня предупреждал. С тех пор прошло восемьдесят лет, я ни одного дня не сомневалась в его словах , в его невиновности, и сегодня не сомневаюсь в этом. Он этого не делал. Кхамбулата осудили к 10 годам лагерей. Он отбывал наказание на Дальнем Востоке. В 1940 году он прислал нам весточку от туда, через односельчанина нашего Магомеда Тутаева, который проходил там срочную службу с 1939 года. Следующую весточку от Кхамбулута мы получили летом сорок первого года, он сообщал, что собрался на фронт. Орци, услышав эту весть не одобрил решение Кхамбулата словами: "Эта власть не наша, если сможете передайте ему, я не одобряю его решение".
- Он ослушался Орци, - спросил я.
- Да. Этот был первый и последний случай когда Кхамбулат ослушался отца. Но отец об этом уже не узнал. Нашей семье об этом рассказал через много лет, демобилизовавшийся в 1946 году, Магомед. С его слов мы знаем, что Кхамбулат ушел на фронт в конце сентября сорок первого. Свое ослушание он прокомментировал словами : "Я иду на фронт не за власть, а за Родину, враг уже под Москвой, война придет и в наш кавказский дом. Мы до сих пор не знаем где он погиб, где его могила. Я верю, что когда-нибудь кто-то порадует мое сердце сообщив мне где он покоится. Ведь нашли же добрые люди могилу Тембулата. Установили обелиск на его могиле... С этой надеждой и живу.
- Райхант, вы говорили , что Кхамбулат не убивал кровников, а узнали кто это сделал, ведь Ингушетия маленькая, все обо всем и обо всех тут знают?
- Да. Узнали. Их убил Макшарип, сын Махмада, из нашего тейпа. В последствии он тоже был арестован и осужден. Отбывал наказание на Дальнем Востоке. После отбытия срока вернулся в Казахстан, уже в ссылку, где через непродолжительной время умер.
Продолжение следует.