Итак,Вы видели название статьи. О чем же все таки речь? Готовьтесь к тому,что фильм вашего детства,который воспринимался,как обычная детская комедия, предстанет перед вами в новом ключе, и вы не сможете смотреть его иначе. Это "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён".
Да, представьте себе, комедия 1964 года,которая до этого момента прикидывалась обычными набросками про детский лагерь,оказалась жесткой политической сатирой,которая актуальна и посей день.
Открывающая сцена фильма и уже в названии виден дуализм картины: большая красивая надпись "добро пожаловать" над огромными закрытыми воротами,а снизу красуется табличка "посторонним вход воспрещен".
Сразу же первая метафора про советский железный занавес,но на сегодняшний день у нас на экранах телевизоров тоже уживаются два рассказа. Про гостеприимную саму открытую страну и вечных иностранных врагов,солдат НАТО и "бряцанье" оружием.
Конечно же огороженным длинным высоким забором лагерь это метафора и на страну,и на типичный отечественный город. Есть в фильме и библейские отсылки,но об этом скажем в конце статьи.
А пока мы оказываемся в вечно счастливом месте - детском лагере,где всегда громко звучит навязчивая и веселая музыка. Это олицетворяет иллюзию на вечно недовольные федеральные СМИ и постоянные праздники для отвлечения внимания искусственного создания радостного настроения у населения.
Тут же у нас золотая фраза,которая описывает весь сатирический посыл фильма. Смотришь на неё и понимаешь,что дети на протяжении всего фильма совсем не являются хозяевами лагеря. Как и мы зачастую не являемся хозяевами своей страны, да не то что страны,иногда даже и города.
Так, ну лагерь видим,а дети где? Они купаются на реке в маленьком загончике,когда свободен весь берег! Авторы здесь предсказывают ущемление прав человека и "сырые законы,написанные на коленке".
Параллельно с этим загоном нам представляют очень важный для сюжета остров на другой стороне реки.
С теми ребятами на острове связана одна из главных демонизаций фильма : иностранное вмешательство.
Дети с другого острова представлены руководством лагеря как недисциплинированные,а главное неподконтрольные. А неподтвержденный мифический коклюш это ловкий намёк на пугалки для граждан. Замените коклюш ,например, на нетрадиционные ценности,которыми нас пугают с экранов телевизора и все станет на свои места.
Заявленный родительский день это тоже метафора. Конечно,его можно рассматривать как проверку,перед которой трепещит начальство и пытается навести видимый порядок. Потому что приезжает некий мистический товарищ Митрофанов, высокопоставленный отец девочки, которая отдыхает в этом лагере.
Начальник в исполнении Евгения Евстигнеева пытается создать в лагере иллюзию спокойствия и успеха,как эта суматошно делают все мэры перед "внезапным" приездом президента в город.
Но мы решили копнуть глубже. Здесь все сложнее. Грядущее мероприятие это метафора судного дня. Да,того самого библейского судного дня,который рассудит кто прав,а кто виноват,кто грешен,а кто попадёт в рай. И очень важно заметить,что первое упоминание этого судного дня происходит здесь,на берегу реки.
Далее мы видим главного героя Костю Иночкина,который говорит,что хорошо плавает. Однако это не интересует начальство. Начальство интересует - дисциплина. А точнее не дисциплина,а соблюдение их зверских законов и правил,а то есть не важно кто ты. А важно,что если ты неподконтрольный,то ты не нужен. Значит,были предсказаны все те учёные,которых репрессировали в лагеря тогда.
В общем, таланты Иночкина лагерю были не нужны. Вместо того,чтобы развивать их и поддерживать,начальник решает Иночкина изгнать.
Дисциплина - вот какой вопрос задает фильм. Нужна ли такая дисциплина, благодаря которой ты можешь только ходить строем не открывать рта и соблюдать правила,на этот вопрос можете ответить только Вы,ниже в комментариях.
Итак, Иночкина изгоняют из лагеря. За плавание, за то,что он "фехтовался на палках и ночью под одеялом включил фонарик и читал книгу". И он уезжает из лагеря,чтобы без присмотра сесть на электричку и поехать к бабушке в город.
Но он не уезжает,а возвращается ночью в лагерь через дыру в заборе. Неконтролируемая нелегальная миграция предсказана.
И как пишет нам фильм : " Так Костя Иночкин перешёл на нелегальное положение". Т.е Иночкин становится в лагере нежелательным. На что же это метафора? На кучу некоммерческих организаций,которые у нас стали нежелательными.
Между тем полным ходом идет подготовка к родительскому дню. Однако и здесь не обошлось без сатиры от авторов. Девочка читает инструкцию,которая стёрлась,на что директор лагеря её говорит :"Инструкция старая,но никем не отменённая". Что мы здесь видим? Начальство закостенело, оно может существовать только по правилам и не готово к переменам его старость и неповоротливость хочет существовать в мире,который постоянно меняется и требует изменений от него. Молодое поколение вынуждено играть по правилам стариков,написанных другими стариками ,это сцена квинтэссенция не способности к изменению и отчаянных попыток людей управлять тем, чего они не понимают. Вот такое можно увидеть в этой сцене,в этом комедийном детском фильме и сегодня тоже!
Тем временем ребята хотят скрыть от бабушки главного героя его изгнание и отменить родительский день. Для этого они бросаются в крапиву,чтобы начальство решило,что по всему лагерю ветрянка и отменило мероприятие. Тут вам и запрещённое массовое мероприятие и нехватка медицинского оборудования и запрет на проведение митингов.
Дети тайно собираются в укрытии Иночкина,чтобы помогать ему,но начальство их обнаруживает. И ребята придумывают легенду,что они там играют в карты. Далее директор начинает их отчитывать,но сам при этом демонстрирует высокие умения в обращении с картами. Что же это,если не прямое предсказание того,что законы созданы только для граждан,а не для руководства,которое их пишет.
Тут к истории подключается СМИ,которое начинает поливать главного героя грязью. Тут вам и коклюш,и статья ,по которой главный герой проходит,а самое главное автор кляузы - друг Иночкина. Вот так авторы предсказали запуганные СМИ. Сюда же идет сцена,где детям вместо стихов,которые им нравятся,вновь навязывают патриотическую тягомотину. Здесь авторы ставят зеркало перед нами,а в отражении мы видим страх,страх - говорить правду. Мы покорно говорим,что мы бодры и веселы,но это уже давно не так. Правда не нужна,нужна красивая картинка и заранее заученные слова.
Наконец, наступает родительский день. Праздник,за которым скрывается упадок. Бессмыслица и фасад перед начальством ,которое стоит выше начальника лагеря, перед неким товарищем Митрофановым. Кто он такой? Ответ уже скоро.
На протяжении всего фильма товарищ Митрофанов упоминается как некто важный,как кто-то перед кем нельзя ударить в грязь лицом с этим родительским днем.
И тут уже авторы начинают отходить от своей типичной политической сатиры и опираются в основном на библейские метафоры. Если отбросить все точные политические предсказания и сатиру,выяснится,что эта история не про детский лагерь,не про каникулы,а про чистилище,из которого души умерших никак не не могут выбраться. Они постоянно борются с олицетворением зла,которое только и хочет,что утянуть их вниз, в ад.
Появление товарища Митрофанова,это появление высшей сущности,которая рассудит кто прав,кто виноват и кому уготована дорога в рай. Можно сказать это второе пришествие.
Начальник пытается лебезить перед Митрофановым,но его план срывается ,когда вместо дочери Митрофанова царицей полей оказывается Иночкин.
И Митрофанов ,видя насквозь грязь директора лагеря,отпускает детей в свободное плавание,в место,с которого весь фильм начался.
Дети бегут к реке,их освободили ,они больше не должны слушаться диктатора-хозяина лагеря и вольны делать,что угодно. А зло? Зло изгнано,оно проиграло.
И теперь становится понятно,что в начале фильма была не просто река,а библейская метафора о реке Стикс,которую дети теперь вольны пересечь,как мёртвые её пересекают ,чтобы попасть в загробное царство. Иночкин побывал на том берегу и в итоге принёс благую весть-свободу.
Он воспарил ведя за собой свою паству,души на тот берег,в рай,в котором их уже ждет апостол.