Обследуя речевое развитие ребенка любой логопед, задает маме вопрос: «Когда появилось гуление, лепет, первые слова, фразы?» Речь чрезвычайно важна для развития мышления ребенка. Для ее появления необходимо: а) нормальное созревание и функционирование центральной нервной системы; б) наличие речевой среды.
В первый год жизни закладывается фундамент для всего последующего обучения: центр речи, как губка, впитывает звуки и слова, даже не понимая значения, записывает как на магнитофон и ждет того дня, когда созреет центр их воспроизведения. Усилия взрослых в этот период направлены на активное использование врожденных «речевых» рефлексов и подключение максимального количества органов чувств. Наступает момент, когда ребенка «прорывает» и все, что «записалось» за первый год жизни он активно воспроизводить.
Протестируйте себя на предмет создания речевой среды.
В первый год жизни вашего малыша, Вы:
1) Озвучивали режимные моменты, развивали слухоречевое внимание ребенка (сопровождали рифмованными фразами из 2-3 слов в ходе просыпания, умывания, купания, кормления, засыпания, бодрствования)?
2) В период гуления поддерживали ребенка, играли в «гуление»?
3) В период лепетной речи, тренировали речевой аппарат (произносили слоговые цепочки типа: ба-ба-ба-ба-ба, мо-мо-мо-мо-мо и т.д.)?
4) Стимулировали центры восприятия неречевых звуков и музыки, которые находятся рядом с центром восприятия речи (использовали звучащие игрушки, записи музыкальных произведений и звуков природы)?
5) Стимулировали центры движений и тактильной чувствительности мимических мышц, пальцев кисти («гримасничанье», пальчиковая гимнастика, легкий массаж лица и пальцев рук)?
6) Как стимулировали зрение: добавляли новые наглядные средства – игрушки, предметы, картинки, обыгрывали их?
7) Применяли прием «интерактивного чтения»?
8) Устраивали сеансы “речевой ходьбы” (сопровождать ее ритмизированной рифмованной речью: шутки, прибаутки, потешки и т.д.)?
9) Использовали приемы-помощники, вызывающие у ребенка желание говорить? Показывали ребенку картинку или предмет, четко называли ее / его 2-3 раза, обеспечивали возможность «читать с губ» (расстоянии не более 50 см), повторяли слово «на ушко»?
На втором и третьем году жизни вашего малыша, Вы:
1) Помогали заговорить фразами - простыми предложениями из 2-3 слов (на втором году)?
2) Создавали речевую среду: давали правильные образцы предложений, использовали рифмованную речь, речевые игры, короткие рассказики и сказки?
3) Активно использовали прием «интерактивного чтения» (гармоничный диалог между малышом и взрослым, когда он не только слушает, но и активно участвует в процессе: показывает своим пальчиком предметы на картинке, отвечает на вопросы, угадывает слова)?
4) Строили игры с детьми на основе подражательной деятельности, очень развитой в этом возрасте?
5) Занимаясь с ребенком, старались достигать эмоционального комфорта в процессе общения, занимали такое положение, при котором лицо взрослого находится на одном уровне с лицом ребенка (приседали, садились на стул).
6) Развивая речь:
- подбирали сюжеты, наиболее близкие жизненному опыту этих детей, их возрастным интересам;
- каждое произведение повторяли много раз, чтобы ребенок мог его запомнить;
- говорили неторопливо, четко, без лишних слов, выразительно;
- во время чтения или рассказывания по картинке выдерживали паузы перед знакомым словом;
- сопровождали собственную речь жестами, мимикой, взглядом в глаза, вопросами, поручениями, похвалой, прикосновениями?
Жду ваших комментариев.
Мой инстаграм
Познакомиться с проектом и командой
Задать вопрос логопеду
Записаться на консультацию