Если не брать во внимание тот вариант массовой культуры, предназначенной только для внутреннего употребления (группу «Ленинград», программу «Аншлаг» и фильмы Сарика Андреасяна), то многим жителям стран запада русская культура действительно кажется очень изысканной, по сравнению с той жвачкой, что предлагает Голливуд. По крайней мере, такой мнение я не раз слышал и в интернете, и вживую. Действительно, иностранцам наша страна известна, в первую очередь, балетом, классическими музыкантами, оперными певцами и произведениями Достоевского и Толстого.
Ясное дело, это не самая плохая репутация. Но почему она вообще сложилась, ведь сами россияне, хоть и очень гордятся своими достижениями в области искусства, все же, не считают их чем-то особенным и уникальным?
Начать нужно с того, что с момента появления русской культуры в классической имперской форме, быть самой утонченной и развитой из всех являлось ее целью с самого начала. В весьма суровую эпоху Петра I мало кто вообще думал об искусстве. Правительство больше заботилось о строительстве кораблей и налаживании промышленного производства. Разве что, было построено несколько дворцов в новой столице по соображениям престижа.
Но ближе к середине 18-о столетия были решены основные внешнеполитические вопросы и страна прочно вошла в состав великих держав, в связи с чем напряжение в обществе несколько спало. К тому времени сформировался крохотный относительно всего населения многонациональный правящий класс, который стремился, чтобы его жизнь была как можно более не похожей на традиции славянского простонародья.
К тому же, власть в доме Романовых захватили этнические немцы, что продолжили политику импортирования из Европы технократов и военных, которые с того момента составляли костяк имперской аристократии. Между собой элита говорила на французском, немецком и английском языках. Их одежда и образ жизни резко отличались от обычаев основной массы населения. Даже дворяне исключительно русского происхождения стремились во всем походить на иностранцев.
С того времени, если любой человек из низших классов пытался пробиться наверх, он всеми силами подчеркивал как можно большую дистанцию между собой и неотесанными массами простолюдинов. Ему приходилось носить изысканную одежду, говорить глубокими цитатами из книг, следить за последней интеллектуальной модой Европы. В противном случае в высшем обществе его бы считали жалким подражателем, крестьянином-парвеню, плебеем с сапогами в навозе.
Вы могли бы достичь высокого положения в системе власти, но за закрытыми дверями люди стали бы высмеивать ваши неискушенные вкусы, узкие взгляды, низкие интересы, некрасивую жену, дерзких детей и смехотворные предпочтения в интерьерах.
Поэтому возникло постоянное стремление к тому, что только лучшее достаточно хорошо. Часто оно проявляется в поверхностных формах и приводит к такому явлению, как, например, гламур. Но также именно является источником удивительных успехов россиян в музыке, литературе и изобразительном искусстве и первопричиной высокого уровня наших интеллектуальных кругов.
При советской власти это только усилилось, несмотря на то, что революционные романтики считали русских ретроградной нацией и хотели избавиться от их национальной культуры в пользу новой, социалистической. При Сталине такая политика несколько откатилась назад, но зато интеллигенция еще больше дистанцировалась от пролетариата.
Несмотря на то, что и те, и другие были примерно на одном низком финансовом уровне, элита старалась компенсировать это демонстрацией своей утонченности в одежде и интеллектуальных интересах.