Найти в Дзене
Караван69

Академик Туполев – тверской булат

Имя уроженца тверской земли Андрея Николаевича Туполева знает весь мир. Им спроектировано и построено более 100 типов самолетов, из которых 70 пошли в серию. Этот гениальный человек умел смотреть далеко вперед, на 10­20 лет определяя будущее авиации.

О нем написано много. Но многие интересные периоды его жизни просто замалчиваются. А его жизнь (45 лет конструкторской деятельности и 18 лет руководства ЦАГИ) не была усыпана розами. Много испытаний преподнесла ему судьба. Тверской русский характер все преодолел и победил.

Академик Туполев внес большой вклад в победу над фашизмом не только созданием лучших в мире бомбардировщиков, но и разведчиков, морских торпедоносцев, истребителей, штурмовиков.

Тверское детство

Родился Андрей в деревне Пустомазово (25 км от Кимр) Тверской губернии в семье адвоката. Начальное образование получил дома. Еще в детстве у него возникла тяга к технике: строил модели, лодки, всякие хитроумные устройства. Родители готовили его в юристы, но судьба распорядилась иначе. Семья переехала в Тверь (надо было учить четверых детей), и Андрей решил поступать в Тверское реальное училище, но с треском провалился на экзаменах: получил кол за диктант. Проявил характер ­ все лето непрерывных занятий. Осенью сдал все экзамены в Тверскую классическую гимназию. «Взялся за трос и к авиации прирос», ­ вспоминал А. Туполев. После гимназии Андрей поехал в Москву держать экзамены сразу в два вуза: Императорское техническое училище (МТУ) и Институт инженеров путей сообщения. Успешно сдал экзамены в оба вуза и выбрал МТУ (ныне МВТУ). Тут преподавал профессор, отец русской авиации, Н. Е. Жуковский, который заметил талант студента из Твери. Потом их дружба продолжалась много лет.

Позже Туполев вспоминал: «Жуковский заразил меня одной из самых сильных страстей ­ страстью к науке. А вторая моя страсть ­ любовь к Родине ­ родилась во мне самостоятельно». По ряду причин Туполев получил диплом инженера­механика лишь в возрасте 30 лет.

Первый планер

Туполев вместе с Б. Н. Юрьевым (в будущем ­ конструктором вертолетов) построил в марте 1910 года планер и испытал его в полете с крутого берега реки Яузы. Планер летал. Это был успех!

Той же весной Н. Жуковский поручил талантливому студенту разработку, конструирование и создание трубы с воздушным потоком в 22 м/с (впервые в России и мире).

Интуиция конструктора Туполева позволила блестяще решить эту задачу: специальная форма трубы, 6­лопастной винт с приводом от электромотора. Труба Туполева была построена, и в течение 6 лет в ней поводились испытания, которые дали МТУ новые ценные данные об аэродинамике самолетов. И студента Туполева назначили заведующим лабораторией с высоким жалованием в 25 рублей ежемесячно.

Брат милосердия

В 1910 году при МТУ были организованы госпиталь, больница и курсы сестер милосердия. Студенты учились и добровольно работали. Туполев поначалу работал санитаром. После окончания курсов за успехи и хорошую работу ему присвоили звание «старшая сестра 3 этажа». В госпитале Туполев познакомился со своей будущей женой Юлией Николаевной. Это первая и единственная его любовь на все 62 года совместной жизни.

«Подлежит задержанию независимо от результатов обыска». Эту фразу из жандармского протокола Туполев помнил долго. А дело, в общем­то, пустое: он дал свой адрес сокурснику, а тот использовал его для переписки с подпольщиками Петербурга. Туполева арестовали в первый, но, увы, не в последний раз. Грозили крупные неприятности. Заступничество Н. Жуковского и директора МТУ А. Гавриленко освободило студента от ареста, но не от ссылки в Тверь к родителям почти на три года.

Первый гидросамолет

Туполев после возвращения из ссылки начал проектировать в ранге «вечного студента» на заводе «ДУКС». Проект был готов. Но директор завода вдруг отказался от него (добыл чертежи из Франции). Молодой Андрей (25 лет) очень обиделся. Забрал все чертежи и вернулся в МТУ. Этот проект он позже с блеском защитил в качестве дипломного. «Отличный проект» (оценка Н. Жуковского) после защиты исчез.

Вместе с Н. Жуковским они написали письмо В. И. Ленину с обоснованием и предложением создать авиационный институт. Решение было положительным. Начальнику научно­технического отдела ВСНК Н. Горбунову поручена была вся организация ЦАГИ.

Аэросани необходимы были молодой республике. В 1920­1922 гг. Туполев разработал 4 типа от деревянных (АНТ­1) до цельнометаллических (АНТ­4). А сани из алюминия оказались долгожителями и применялись на Севере. Интересно, что все модели Туполев клепал и испытывал сам. Скорее всего, он изучал новый металл. Не в этой ли работе ему пришла идея создать самолет из легкого металла?

За разработку аэросаней для Красной Армии Туполеву в феврале 1922 года была присуждена премия в 25 миллионов рублей.

Боевой глиссер в ВМФ был необходим: нападение английских глиссеров на кронштадтский рейд в период интервенции дорого обошлось флоту молодой республики.

Свободу надо было защищать, и глиссеры (потом они получили название «торпедный катер») являлись мощным оружием в руках моряков. Технический гений Туполева позволил создать быстроходные морские глиссеры. И здесь конструктор перешел к металлическим корпусам, которые хорошо себя показали в боевой обстановке на Черном и Балтийском морях. Эти катера получили индексы Г­4 и Г­5.

Первый АНТ был создан летом 1923 года. Этот одноместный спортивный самолет был испытан летчиком Е. Погосоким и сразу же хорошо себя зарекомендовал. У конструктора, видно, оказалась легкая рука.

Цельнометаллический АНТ­2 ­ двухместный самолет­разведчик, созданный по заказу ВВС, успешно прошел летные испытания и сразу же пошел в серию. В разработке принимал участие молодой В. Петляков ­ создатель легендарного пикирующего бомбардировщика Пе­2. А через год Туполев выпустил в полет первый АНТ­3 (Р­3) ­ боевой разведчик, выпускавшийся большой серией.

Первый бомбардировщик

В ЦАГИ А. Н. Туполев создал КБ, которое успешно и быстро решало сложные задачи. Стране нужен был тяжелый бомбардировщик. Хотели заказать его в Англии. Там запросили 2 миллиона долларов и срок 2 года. Тогда заказ передали А. Туполеву, и через 9 месяцев при затратах всего в 200 тысяч рублей двухмоторный АНТ­4 26 ноября 1925 года ушел в первый полет. Около 200 этих машин приняли участие в Великой Отечественной войне.

«Летающая крепость» ­ цельнометаллический четырехмоторный моноплан АНТ­6 (ТБ­3) с взлетным весом 16,3 т и дальностью полета 2700 км ­ ушла в испытательный полет (летчик тоже уроженец Тверской земли М. М. Громов) 22 декабря 1930 года. Название ТБ­3 получил из­за мощного вооружения ­ на борту было 6 пулеметов и в том числе хвостовая огневая точка (впервые в мире). АНТ­6 брал 4 тонны бомб. Этот самолет Туполева стал основой дальней авиации. Использовался ТБ­3 и как авианосец: поднимал в воздух пять истребителей типа И­4 (изобретение В. Вахмистрова ­ проект «Звено», 1931 г.).

ВВС самолет понравился, и было выпущено 813 машин. Они воевали на Халхин­Голе, в войне с белофиннами, и около 600 самолетов ­ в Великой Отечественной.

Гениальное предвидение

Туполев любил металлообрабатывающие станки. Сам работал на всех типах и знал их значимость для авиации. В стране после гражданской войны станочный парк был изношен, мал и стар. Создатели авиапромышленности П. Баранов и С. Орджоникидзе, соратники Туполева, понимали положение: нужны новые станки и много. Главная трудность была в том, что Сталин был твердо убежден: «Мы сами настолько сильны, что решительно все станки сможем сделать сами». Несколько раз Туполев докладывал Сталину о необходимости закупки станков для авиации. Сталин создал комиссию. Разобрались. Сразу же было выделено 3,5 миллиона долларов. А через 6 месяцев правительство направило 70 миллионов долларов на закупку 20 тысяч станков в США. В 1930 году станки прибыли в СССР. Об этом подвиге Туполева много лет умалчивалось. Позже А. Туполев вспоминал: «Наше счастье, что мы сумели вовремя закупить оборудование».

В Германии Гитлер рвался к власти. Туполев, скорее всего, предвидел, что впереди ­ война. Без станков трудно было бы быстро наладить производство военной техники.

Скоростной фронтовой двухмоторный бомбардировщик АНТ­40 совершил первый вылет 7 октября 1934 года и развил скорость в 423 км/ч (выше, чем у истребителей). Самолет был неуязвим и оставался лучшим в мире фронтовым бомбардировщиком до 1941 года. АНТ­40 воевал в Китае, Монголии, Испании и на Дальнем Востоке. Этих прекрасных машин было выпущено 6813 экземпляров, и большинство из них защищали Родину в Великой Отечественной.

Страшное испытание в течение почти 1100 дней выпало на долю известного уже всему миру авиаконструктора перед войной.

Основные союзники Туполева ­ П. Баранов и С. Орджоникидзе ­ к сожалению, ушли из жизни. Шел 1937 год. Наркомом авиапромышленности был назначен Каганович. Осенью 37­го неожиданно началась реорганизация туполевского КБ: раздробили на 4 КБ и перевели на авиазаводы.

Туполев остался без своего КБ. В результате этого за 3 года у А. Туполева не взлетел ни один самолет. 21 октября 1937 года по ложному доносу (якобы проданы Германии чертежи истребителя Ме­109) А. Н. Туполев был арестован в своем кабинете и перевезен в «шарашку» (ЦКБ­29 НКВД). Даже там «тверской булат» (по определению М. Галая) создал великолепный двухмоторный пикирующий бомбардировщик Ту­2. Это лучший самолет Великой Отечественной войны, который выполнял функции дальнего бомбардировщика, торпедоносца, фоторазведчика и штурмовика.

Всего туполевское КБ разработало для ВВС за период с 1924 по 1941 год 13 типов бомбардировщиков, 11 истребителей, 7 разведчиков, 3 штурмовика и 9 транспортных самолетов. Кроме этого, в боевых действиях участвовали и торпедные катера А. Н. Туполева типов Г­4 и Г­5.

Воинская служба у Туполева сложилась необычно. За создание военных самолетов ему только в 1944 году (21­й год конструкторской деятельности) было присвоено воинское звание «генерал­майор инженерно­авиационной службы». Шел ему уже 56­й год. Через три года Туполев был повышен в звании до генерал­лейтенанта ИАС. А в юбилейный (80 лет) год генеральному авиаконструктору из Твери было присвоено высокое воинское звание «генерал­полковник­инженер».

Игорь Веснин

( https://karavan69.ru/gazety/karavan69/1778-gazety/karavan69/nomer-14-2020/17895-akademik-tupolev-tverskoj-bulat.html )