Естественный вопрос, которым сегодня задаются, уверена, все граждане России: почему наше государство по примеру других стран не помогает напрямую деньгами своим гражданам? Почему сегодня Европа, Америка не только компенсируют в той или иной степени финансовые потери бизнесу, но и выплачивают пособия людям? Почему у нас представители власти вместо денег раздают людям лишь обещания, находят массу причин, чтобы не расставаться с огромной скопленной кубышкой. Собянин рассказал о том, что «вертолет с деньгами» разорвет все бюджеты. Набиуллина мотивировала ростом инфляции.
Приводим мнение по этому вопросу крупного российского бизнесмена, председателя Совета директоров и совладельца инвестиционной группы «Русские фонды», владельца усадьбы в Тверской области СтепановскоеВолосово Сергея Васильева.
Недавно Эльвира Набиуллина, критикуя идею раздачи «вертолетных денег», пугала нас всех гиперинфляцией 90х, что, мол, смягчение денежнокредитной политики может усилить инфляционные эффекты. Хотя все, кто жил и работал в 90е, хорошо помнят, что российский ЦБ вел тогда сугубо жесткую монетарную политику, а не мягкую. Именно нехватка денег, а не их излишество, приводила тогда к дефициту денег, заоблачным процентным ставкам и, как следствие, к гиперинфляции.
А вчера выступил Силуанов, объясняя свое нежелание раздавать «вертолетные деньги» тем, что, мол, рубль не резервная валюта. Мол, США могут позволить себе раздавать деньги всем страдающим потому, что доллар у них резервная валюта. Они поэтому могут напечатать долларов сколько угодно и всем раздать.
А мы так не можем, рубль не резервная валюта, заявил Силуанов.
Придется подискутировать теперь и с Силуановым.
ФРС США, их финансовая власть, раздает сейчас деньги не потому, что их доллар резервная валюта, а потому, что хорошо выучили уроки своей Великой депрессии, когда попытка зажимать денежную массу, экономить бюджет привели к глубочайшему финансовому кризису в США.
В те годы, с 1929го по 1939й, доллар не был резервной валютой.
Финансовая система США после разрушения международных связей в начале 30х жила в замкнутой сфере. В те годы финансовые рынки всех стран отделились друг от друга. Доллар не принимали в расчет в других странах.
Но именно тогда Рузвельт, опираясь на экономические расчеты Кейнса, начал наращивать бюджетные расходы и увеличивать дефицит.
Когда экономика находится на спаде, в депрессии, ее нужно поднимать не экономией бюджета, а, наоборот, наращиванием бюджетных трат.
Нужно платить пособия безработным, предоставлять им любую работу. Нужно помогать деньгами малоимущим, нужно начинать платить пенсии старикам. Нужно начинать обширные программы инфраструктурных проектов и не смотреть на экономию бюджета. А тратить, тратить и тратить бюджетные деньги, даже за счет печатного станка.
Этот посыл лежал в основе «Нового курса» Рузвельта и постепенно вывел Америку из затяжного кризиса.
Это азы. Это есть во всех учебниках по экономике, и странно напоминать об этом нашему вицепремьеру, по совместительству, министру финансов.
Не доллар, как резервная валюта, а масштабные бюджетные расходы вывели Америку из кризиса, создали великую экономику и затем уж позволили на этой базе сделать из доллара резервную валюту.
Это был очень важный урок для них. И нам тоже полезно было бы поучиться на тех чужих уроках, чем совершать собственные ошибки. Они будут стоить нам очень дорого.
Марина Гавришенко