Найти в Дзене
Газета "Моя Мадонна"

Ванька, сын полка. Невероятная история амурского мальчишки, который добирался на фронт через всю страну.

Великая Отечественная война вписала в историю нашей страны тысячи имён героев, среди которых не только мужчины и женщины, но и… дети. Большинство из нас помнят трогательную повесть Валентина Катаева «Сын полка», а вот о том, что в Приамурье родился и вырос настоящий сын полка, знают единицы. Историю маленького амурского героя Жана Длусского юные краеведы клуба «Поиск» из Белогорска узнали случайно, просматривая подшивки старых газет. О своём земляке с редким для наших краев именем они рассказали в местной газете «Белогорские ведомости» в 1995-м году, после чего история амурского четвероклассника неожиданно получила продолжение. На статью откликнулся главный агроном колхоза «Герой труда» Николай Гудов. Во время войны он служил в дивизионе бронепоездов, располагавшемся на станции Куйбышевка-Восточная, как тогда назывался Белогорск, вместе с отцом Жана и хорошо знал отважного мальчугана.  «Перед моими глазами встаёт небольшой паренёк по имени Жан, - написал Николай Гудов в своих вос
Оглавление

Великая Отечественная война вписала в историю нашей страны тысячи имён героев, среди которых не только мужчины и женщины, но и… дети. Большинство из нас помнят трогательную повесть Валентина Катаева «Сын полка», а вот о том, что в Приамурье родился и вырос настоящий сын полка, знают единицы. Историю маленького амурского героя Жана Длусского юные краеведы клуба «Поиск» из Белогорска узнали случайно, просматривая подшивки старых газет. О своём земляке с редким для наших краев именем они рассказали в местной газете «Белогорские ведомости» в 1995-м году, после чего история амурского четвероклассника неожиданно получила продолжение. На статью откликнулся главный агроном колхоза «Герой труда» Николай Гудов. Во время войны он служил в дивизионе бронепоездов, располагавшемся на станции Куйбышевка-Восточная, как тогда назывался Белогорск, вместе с отцом Жана и хорошо знал отважного мальчугана. 

«Перед моими глазами встаёт небольшой паренёк по имени Жан, - написал Николай Гудов в своих воспоминаниях. - Его отец - старший лейтенант Владимир Францевич Длусский - был заместителем командира бронепоезда по технической части, дислоцировавшегося в Белогорске. Тогда, после войны в Испании, многие офицеры давали своим детям иностранные имена. Жан мало играл со сверстниками, больше крутился среди солдат. Надо было видеть глаза мальчика, когда он смотрел, как бойцы бронепоезда исполняют упражнения на турнике или брусьях. Жан тянулся к этим спортивным снарядам и многому научился у солдат». «Мама, я ушёл  на  фронт» Когда началась война, Жану было всего одиннадцать. Мальчик сначала загорелся идеей перевезти в Белогорск бабушку, которая жила в Смоленске. Отец, свято веривший, что Красная армия в два счета разобьёт агрессора, попытался успокоить сына. Однако неугомонный паренек всё-таки собрал группу одноклассников, чтобы уехать на Смоленщину и влиться в партизанский отряд. Конечно, планам, которые строили мальчишки, не суждено было сбыться - в последний момент группа распалась, и тогда Жан решил бежать на фронт один.

1 сентября 1941 года, когда его друзья отправились в школу, чтобы сесть за парты, Жан помчался на железнодорожную станцию. День побега выбрал не случайно: родители, думая, что сын в школе, не хватились его до вечера. Перед уходом мальчик написал записку «Мама, не волнуйся, я ушёл на фронт» и положил её под подушку. Взял по куску хлеба и сахара и принялся караулить поезд «Владивосток - Москва». Состав останавливался на станции всего на несколько минут, но юркому пареньку этого времени вполне хватило, чтобы забраться в вагон.

Увидев на одной из станций платформы с танками, прикрытыми брезентом, юный беглец, спрятался под ним. Двенадцать дней мальчик таился рядом с бронетехникой, пытаясь ничем не выдать свое присутствие. Обнаружили «зайца» лишь в прифронтовом городе Серпухове. Маленький амурчанин назвался Ваней и рассказал военным грустную историю о том, что он сирота, бежал от войны. Артистизма парню было не занимать, никому и в голову не пришло, что описанная им драма придумана от начала до конца. Командир распорядился привести мальчика в божеский вид, помыть, накормить и поставить на довольствие. Так Жан стал сыном 299-го артиллерийского полка 194-й стрелковой дивизии. Мальчишку распирало от гордости, когда ему сообщили, что он будет исполнять обязанности связного: дежурить у телефона. 

Через некоторое время в полку поняли, как им повезло с «приемышем». «Ванька» был не по годам смышлёным, знал топографические знаки, мог читать карты и прекрасно ориентировался на местности. Прирождённый разведчик! Вскоре командир решил, что такой талант не должен пропадать возле телефонного аппарата и отправил его на первое ответственное задание.

- Жан должен был пойти в тыл врага на поиски скопления техники, - рассказывает белогорский краевед Светлана Терентьева, руководившая исследовательской работой о Жане Длусском. - По легенде, если худенького мальчишку в рваной крестьянской одежде встретят фашисты, Ваня-Жан должен был рассказать, что он потерял своих родственников - бабушку с дедушкой, и в поисках их, заплутал. 

Мальчик ходил по дорогам, лесным тропинкам, заглядывал в деревни, примечая каждую деталь. Внимательность мальчугана не подвела: однажды он вышел в поле, буквально усеянное стогами сена. Это показалось разведчику подозрительным и неспроста: из каждого стога торчало дуло фашистского танка! Сердце так и норовило выпрыгнуть, когда четвероклассник что есть мочи несся в родную часть. Увидев командира, он не только рассказал, но и подробно нарисовал карту местности. Ценную информацию немедленно передали советским летчикам, и вскоре танки неприятеля, столь искусно замаскированные, были уничтожены.

Вслед за танками, благодаря стараниям амурского паренька, фашисты потеряли тайный аэродром. Немецкие самолеты были тщательно завалены ветками, но от зоркого взгляда Жана не ускользнули шасси, выглядывавшие из-под листвы. В результате прицельной атаки с воздуха враг потерял несколько «мессершмиттов» и «юнкерсов».

В плену у немцев 

За неуловимым советским разведчиком немцы устроили настоящую охоту. Они и предположить не могли, что несут серьёзные потери из-за какого-то школяра, но на всякий случай проверяли всех: стариков, женщин, детей. Во время одной из разведывательных операций Жана задержал немецкий патруль. Легенда о поис-ке родных мальчика не спасла. Немецкие солдаты жестоко избили ребенка в надежде вытащить из него признания, но тот не проронил ни слова. 

Истерзанного, обессилевшего Жана бросили в холодный погреб. Однако находчивый паренёк и тут не пропал: улучив момент, выбрался на свободу. Оставляя за собой кровавый след на белом снегу, Жан шёл, а потом, когда силы стали покидать, полз к своим. На утро еле живого паренька заметила одна из жительниц оккупированной деревни Новосёлки. Женщина спрятала и принялась выхаживать беднягу. И делала это до тех пор, пока в деревню не пришли советские солдаты. 

Бывший полковой инженер 70-го стрелкового полка 194-й стрелковой дивизии Кузьма Константинович Шилов позже вспоминал, как после ожесточенного боя фашисты стали отступать: «В одной из изб освобождённой деревни Новосёлки бойцы обнаружили 11-летнего сына артиллерийского полка дивизии Ваню».

Подробности этой встречи сохранили и архивные документы: «25 декабря 1941 года, во время наступления частей Красной Армии, в отбитой у немцев деревне Новосёлки был подобран мальчик, дважды раненный, по фамилии Длусский, Жан Владимирович, сын старшего лейтенанта, покинувший родной дом на Дальнем Востоке и тайком от родителей уехавший на фронт».

Медаль от генерала 

А в родном полку маленького разведчика давно похоронили. Никто не верил, что он жив. Бойцы тайком утирали слезы - для многих Ванька был как родной. Возвращение мальчугана в строй стало настоящим праздником для красноармейцев. Жан продолжил службу в полку, и вскоре информация о смелом разведчике дошла до командующего Западным фронтом генерала армии Георгия Жукова. Своим приказом от 20 марта 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования он наградил Жана медалью «За отвагу»

Конечно, все это время Жан ни на минуту не забывал о родителях. Он думал о них постоянно и однажды решил написать письмо домой. Добыл листок бумаги, карандаш и неловко нацарапал небольшое послание. А через два дня мальчишку вызвали в штаб полка.  - Как воюется, «сирота»? - спросил начальник штаба, держа в руках треугольник с амурским адресом. - Соскучился по родителям? Душевно написал. Но обманывать старших нехорошо. На первый раз мы тебя прощаем. Твоё письмо родители, конечно, получат, но с небольшой нашей припиской о том, что тебя представили к награде. Заслужил. Медаль получишь в Москве. Там же решается вопрос о твоей военной службе.

Жану сшили новенькую военную форму, и сам всесоюзный староста Михаил Калинин в Кремле вручил белогорскому школьнику медаль и именной пистолет с разрешающими документами. Там же было принято решение отправить его на бронепоезд, где служил отец маленького героя. Так Жан оказался дома.  Родители его, конечно, простили, но участи второгодника отважный боец не избежал. В сентябре 1942 года он заново пошел в 4-й класс: наверстывать «прогуленные» на фронте уроки.  «Вот так неожиданно закончился «поход» нашего младшего однополчанина, - вспоминал Николай Гудов. - Снова он оказался среди нас. Всё такой же непоседа - любознательный, очень смышлёный и озорной. Мальчишкой был, им и остался. И всё же это был уже другой для нас человек, которым мы все гордились. И имели на то право. Мы считали его своим воспитанником. Вся обстановка в подразделении, где мы проходили службу, строгий порядок, всё это формировало не только наш характер, но и влияло на мальчика. Маленький солдат в аккуратной темно-синей форме всегда ходил в начищенных ботинках, пилотке со звездой. А на груди его сияла медаль «За отвагу», которой даже у большинства офицеров не было». Несколько лет назад белогорский краевед Валентин Голубев выпустил книгу «В глубоком тылу», в которой рассказал, что спустя несколько лет после войны бронепоезд отца Жана расформировали, и семья Длусских уехала на Смоленщину, где следы амурского героя затерялись.

Ольга КАПШТЫК, г. Белогорск.

Дорогие друзья! Нам бы очень хотелось узнать как сложилась судьба Жана Длусского после отъезда из Амурской области. Если вам известно о нём что-либо, сообщите нам. Будем благодарны за любую информацию.