Найти в Дзене
Гайнуллина Миляуша

Анализ стихотворения А.С.Пушкина “Мадонна”.

1. История создания.

Богатое творческое наследие Пушкина включает лишь несколько стихотворений, посвященных Н. Гончаровой. Одно из них – «Мадонна», которое поэт написал за несколько месяцев до свадьбы. Стихотворение «Мадонна» появилось в блокноте А. С. Пушкина в 1830 г. На написание поэта вдохновило согласие Натальи Гончаровой выйти за него замуж. Известно, что предложение первая столичная красавица приняла только со второго раза. Есть несколько противоречивых версий об источнике, который вдохновил Пушкина. Согласно первой версии «белокурая мадонна», о которой поэт упоминает в письме своей будущей невесте, — знаменитая картина Рафаэля «Бриджуотерская мадонна». Другая версия называет автором П. Перуджио. Далее в письме Пушкин говорит, что изображение «как две капли воды» напоминает ему невесту, и он хотел приобрести его, но был поражен невероятно высокой ценой.

2. Тема.

В стихотворении поэт раскрывает две темы, тесно переплетая их между собой:

1. мечта-представление об идеальной семье
2. образ мадонны.

Трудно определить, какая из тем главная. Такое сплетение мотивов необычное для русской литературы. Для раскрытия тем автор создал оригинальную систему образов:

1. лирический герой,
2. мадонна и «спаситель», изображенные на картине,
3. творец и мадонна-возлюбленная лирического героя

Система образов формируется постепенно, каждая строфа дополняет ее новым героем.

В первых строках лирический герой признается, что не хотел бы украшать свой дом картинами именитых художников, чтобы показывать их гостями и выслушивать сужденья «знатоков». Его мечта – вечно смотреть на картину, изображающую пречистую и спасителя. В следующих стихах оказывается, что автор говорит не об иконе. Так он представляет идеальную семью: «она с величием, он с разумом в очах». Сакральные атрибуты на картине символизируют чистые отношения между супругами.

Далее герой рассказывает, что Творец услышал его и исполнил желание. Герой встретил свою Мадонну. Мужчина ни слова не говорит о внешности женщины, зато подчеркивает ее непорочность: «чистейшей прелести, чистейший образец». Зная биографию А. С. Пушкина и историю создания анализируемого стихотворения нетрудно догадаться, что под образом Мадонны скрывается Наталья Гончарова.

3. Композиция.

Произведение - своеобразный монолог лирического героя, который постепенно раскрывает представление автора об идеальной семье, идеальной женщине.

По смыслу стихотворение делится на три части частей:

1. рассказ о картине-мечте
2. описание образов пречистой и спасителя
3. рассказ об исполнении желания.

Формальная композиция – сонет (два катрена и два терцета). Строгая, классическая форма была выбрана Пушкиным неслучайно. Она отражала внутреннее содержание излияния души художника, идейный смысл произведения, в котором истинное чувство воспевалось без пафоса, блеска и прикрас. Это отсылка и к лучшим традициям эпохи Возрождения, где чувство воспевалось сдержанно, но с необычайной силой.

4. Жанр.

Жанр стихотворения – элегия, так как лирический герой предается мечтам и неторопливым раздумьям. Стихотворный размер – шестистопный ямб. А. Пушкин использовал все виды рифмовок.

5. Средства выразительности.

Поэт не перенасыщает произведение средствами выразительности. Тем не менее, тропы помогают раскрыть тему, показать чувства и эмоции героев.

В тексте наиболее выражены метафоры – «одной картины я желал быть вечно зритель», «взирали… во славе и в лучах», «Творец тебя мне ниспослал, моя Мадонна», эпитеты – «старинные мастера», «суеверно дивился», «важное сужденье», «чистейшая прелесть», сравнение – «с холста, как с облаков».

6. Вывод.

Болдинская осень подарила Пушкину, влюблённому в свою невесту, необычайный творческий подъём, когда стихи и проза лились из-под его пера бурным потоком.

Мемуаристами давно отмечено, что облик Натальи Гончаровой вызывал ассоциации с изображением Богоматери: затаённая грусть, кротость придавали её прекрасным чертам особое очарование.

Сонет начинается с признания: «Не множеством картин старинных мастеров украсить я всегда желал свою обитель…». Пушкин словно ведёт внутренний монолог с теми, кто слепо следует моде, коллекционируя картины, чтобы поразить гостей. Желания лирического героя скромнее – постоянно видеть в своём кабинете – «простом углу» — только одну картину – лик пресвятой Мадонны. Именно она для него источник вдохновения в творчестве – «медленных трудов», она путеводная звезда, которая не позволит сбиться с дороги. Поэт говорит здесь не о внешней красоте, ведь портретное описание отсутствует, а о внутренней, духовной. Прелесть той, кому он поклоняется, заключается в величии, кротости и чистоте. На первый взгляд, эти качества противоречат друг другу: величие – это то, что возвышает над другими, кротость – умение терпеть и прощать, быть скромным и незаметным. Но это кажущееся противоречие.

Возможно, Пушкин употребил слово «величие» потому, что хотел сказать, что Мадонна выполнила великую миссию – отдала людям Сына Божьего, чтобы он нёс им свет любви и добра, а потом кротко и смиренно нашла в себе силы перенести боль утраты своего дитя.

Использование возвышенной, торжественной лексики: «дивился», «ниспослал», «величие», «очах» наряду с церковной: «обитель», «Божественный Спаситель», «ангелов», «пальмою Сиона», «Творец» — помогают увидеть две плоскости бытия:

1. религиозную, христианскую
2. мирскую, земную.

Земное чувство любви освещено в сонете святым преклонением перед Женщиной, Матерью. Благоговейно и трепетно поэт обращается к любимой: «Моя Мадонна». Это слово западноевропейское, принятое в католицизме. Думается, Пушкин неслучайно употребил его вместо православных «Богородица», «Богоматерь». Ведь и любимые поэтом Данте и Петрарка превозносили своих любимых Беатриче и Лауру как святых, непорочных, чистых, как Мадонна.

В последних строках Пушкин выражает безмерную радость. Созерцание чудесной картины совпало с долгожданным согласием родителей невесты. Поэт считает это настоящим божьим даром. Называя Н. Гончарову «моя Мадонна», Пушкин подчеркивает свое священное преклонение перед ней, как перед «чистейшей прелести чистейшим образцом». Стихотворение «Мадонна» удачно сочетает религиозную тему с личными чувствами поэта. Для истинно

верующего это сочетание может выглядеть кощунственным, но великий поэт тем самым показал всю глубину своей любви и радость по поводу предстоящего брака.

История создания

Богатое творческое наследие Пушкина включает лишь несколько стихотворений, посвященных Н. Гончаровой. Одно из них – «Мадонна», которое поэт написал за несколько месяцев до свадьбы. Стихотворение «Мадонна» появилось в блокноте А. С. Пушкина в 1830 г. На написание поэта вдохновило согласие Натальи Гончаровой выйти за него замуж. Известно, что предложение первая столичная красавица приняла только со второго раза. Есть несколько противоречивых версий об источнике, который вдохновил Пушкина. Согласно первой версии «белокурая мадонна», о которой поэт упоминает в письме своей будущей невесте, — знаменитая картина Рафаэля «Бриджуотерская мадонна». Другая версия называет автором П. Перуджио. Далее в письме Пушкин говорит, что изображение «как две капли воды» напоминает ему невесту, и он хотел приобрести его, но был поражен невероятно высокой ценой.

Тема

В стихотворении поэт раскрывает две темы, тесно переплетая их между собой:

1. мечта-представление об идеальной семье

2. образ мадонны.

Трудно определить, какая из тем главная. Такое сплетение мотивов необычное для русской литературы. Для раскрытия тем автор создал оригинальную систему образов:

1. лирический герой,

2. мадонна и «спаситель», изображенные на картине,

3. творец и мадонна-возлюбленная лирического героя

Система образов формируется постепенно, каждая строфа дополняет ее новым героем.

В первых строках лирический герой признается, что не хотел бы украшать свой дом картинами именитых художников, чтобы показывать их гостями и выслушивать сужденья «знатоков». Его мечта – вечно смотреть на картину, изображающую пречистую и спасителя. В следующих стихах оказывается, что автор говорит не об иконе. Так он представляет идеальную семью: «она с величием, он с разумом в очах». Сакральные атрибуты на картине символизируют чистые отношения между супругами.

Далее герой рассказывает, что Творец услышал его и исполнил желание. Герой встретил свою Мадонну. Мужчина ни слова не говорит о внешности женщины, зато подчеркивает ее непорочность: «чистейшей прелести, чистейший образец». Зная биографию А. С. Пушкина и историю создания анализируемого стихотворения нетрудно догадаться, что под образом Мадонны скрывается Наталья Гончарова.

Композиция

Произведение - своеобразный монолог лирического героя, который постепенно раскрывает представление автора об идеальной семье, идеальной женщине.

По смыслу стихотворение делится на три части частей:

1. рассказ о картине-мечте

2. описание образов пречистой и спасителя

3. рассказ об исполнении желания.

Формальная композиция – сонет (два катрена и два терцета). Строгая, классическая форма была выбрана Пушкиным неслучайно. Она отражала внутреннее содержание излияния души художника, идейный смысл произведения, в котором истинное чувство воспевалось без пафоса, блеска и прикрас. Это отсылка и к лучшим традициям эпохи Возрождения, где чувство воспевалось сдержанно, но с необычайной силой.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия, так как лирический герой предается мечтам и неторопливым раздумьям. Стихотворный размер – шестистопный ямб. А. Пушкин использовал все виды рифмовок.

Средства выразительности

Поэт не перенасыщает произведение средствами выразительности. Тем не менее, тропы помогают раскрыть тему, показать чувства и эмоции героев.

В тексте наиболее выражены метафоры – «одной картины я желал быть вечно зритель», «взирали… во славе и в лучах», «Творец тебя мне ниспослал, моя Мадонна»,

эпитеты – «старинные мастера», «суеверно дивился», «важное сужденье», «чистейшая прелесть» сравнение – «с холста, как с облаков».

Болдинская осень подарила Пушкину, влюблённому в свою невесту, необычайный творческий подъём, когда стихи и проза лились из-под его пера бурным потоком.

Мемуаристами давно отмечено, что облик Натальи Гончаровой вызывал ассоциации с изображением Богоматери: затаённая грусть, кротость придавали её прекрасным чертам особое очарование.

Сонет начинается с признания: «Не множеством картин старинных мастеров украсить я всегда желал свою обитель…». Пушкин словно ведёт внутренний монолог с теми, кто слепо следует моде, коллекционируя картины, чтобы поразить гостей. Желания лирического героя скромнее – постоянно видеть в своём кабинете – «простом углу» — только одну картину – лик пресвятой Мадонны. Именно она для него источник вдохновения в творчестве – «медленных трудов», она путеводная звезда, которая не позволит сбиться с дороги. Поэт говорит здесь не о внешней красоте, ведь портретное описание отсутствует, а о внутренней, духовной. Прелесть той, кому он поклоняется, заключается в величии, кротости и чистоте. На первый взгляд, эти качества противоречат друг другу: величие – это то, что возвышает над другими, кротость – умение терпеть и прощать, быть скромным и незаметным. Но это кажущееся противоречие.

Возможно, Пушкин употребил слово «величие» потому, что хотел сказать, что Мадонна выполнила великую миссию – отдала людям Сына Божьего, чтобы он нёс им свет любви и добра, а потом кротко и смиренно нашла в себе силы перенести боль утраты своего дитя.

Использование возвышенной, торжественной лексики: «дивился», «ниспослал», «величие», «очах» наряду с церковной: «обитель», «Божественный Спаситель», «ангелов», «пальмою Сиона», «Творец» — помогают увидеть две плоскости бытия:

1. религиозную, христианскую

2. мирскую, земную.

Земное чувство любви освещено в сонете святым преклонением перед Женщиной, Матерью. Благоговейно и трепетно поэт обращается к любимой: «Моя Мадонна». Это слово западноевропейское, принятое в католицизме. Думается, Пушкин неслучайно употребил его вместо православных «Богородица», «Богоматерь». Ведь и любимые поэтом Данте и Петрарка превозносили своих любимых Беатриче и Лауру как святых, непорочных, чистых, как Мадонна.

В последних строках Пушкин выражает безмерную радость. Созерцание чудесной картины совпало с долгожданным согласием родителей невесты. Поэт считает это настоящим божьим даром. Называя Н. Гончарову «моя Мадонна», Пушкин подчеркивает свое священное преклонение перед ней, как перед «чистейшей прелести чистейшим образцом». Стихотворение «Мадонна» удачно сочетает религиозную тему с личными чувствами поэта. Для истинно верующего это сочетание может выглядеть кощунственным, но великий поэт тем самым показал всю глубину своей любви и радость по поводу предстоящего брака.