Советский кинематограф подарил миру не один десяток талантливейших режиссёров, которые оказали колоссальное влияние на своих последователей по всему миру. Особое положение занимает мэтр интеллектуального кино А.Тарковский, который не нуждается в представлении! Лучше всего отношение простого зрителя к творчеству режиссёра описывает старый анекдот:
Заходит в бар мужик. Садится за стойку. Десять минут сидит молча. Поворачивается в сторону окна, еще десять минут сидит молча. Подзывает бармена. Смотрит ему в глаза, бармен смотрит в ответ. Это продолжается примерно полчаса. Просит стакан воды. Бармен приносит стакан. Мужик смотрит на него пять минут. Кладет голову на стол, лежит так еще двадцать минут. Погружает палец в стакан и начинает им водить туда-сюда, помешивая воду. Это длится час. После этого встает, надевает пальто и уходит, но в дверях застывает и смотрит на людей в баре еще полтора часа. Люди молча смотрят в ответ. Уходит.
А бармен и говорит:
— Тарковский — гений.
Признанная во всём мире гениальность Тарковского, в наше время кажется слегка надуманной и преувеличенной! Тыря всё, что только было возможно у Кубрика, Бергмана, Бунюэля и прочих, Андрей Арсеньевич, тем не менее преподнёс миру нечто своё! А именно - самые затянутые сцены и самые длинные планы в истории мирового кинематографа! Тарковский тянул всё, что только мог, а его за это считали гением...
Андрей Звягинцев, будучи эпигоном Тарковского и в целом толковым парнем, делает всё примерно так же, как и Маэстро, только уже в наше время - когда зритель накушался этой псевдо-интеллектуальностью и хочет хорошего смотрибельного кино. Ведь как-то раньше умудрялись делать одновременно и умные, и динамичные фильмы. Для наглядности я хочу расписать вам первые 40 минут третьего фильма Звягинцева "Елена". А вы решите - стоит ли смотреть такое кино или лучше сварить суп.
Елена - 2011 год
- 1 минута 20 секунд - нам показывают дерево, сороку и окна квартиры главных героев (прилетает вторая сорока)
- 3 минуты - главная героиня (Елена) - женщина около 60 лет просыпается в богатой московской квартире, расчёсывается, чешется, вздыхает, кашляет
- 1 минуту 30 секунд Елена ходит по дому, шаркает, заглядывает в холодильник, открывает шторы в комнате старика и произносит первое слово: "Вставай!"
- 2 минуты 5 секунд нам показывают, как старик шаркает, умывается, бреется, а Елена заправляет его кровать
- 1 минута 50 секунд - старик ест овсянку, пьёт кофе и обсуждает с Еленой её планы на день - она собирается к своему взрослому сыну, поделиться пенсией... мы узнаём, что у старика есть взрослая дочь
- 5 минут нам показывают, как Елена посещает банк, едет на автобусе/электричке к сыну, покупает продукты, заходит в подъезд, нажимает кнопку лифта
- 30 секунд её быдло-сын курит на балконе, харкает вниз
- 5 минут 30 секунд нам показывают крайне отталкивающую быдло-семью главной героини, которая хочет денег от старика, чтобы старший внук Елены не попал в армию
- 2 минуты - вечер того же дня, старик и Елена смотрят ТВ-передачи, разбежавшись по разным комнатам, Елена что-то пишет от руки
- 1 минута 50 секунд - утро следующего дня, старик просыпается, быстро читает написанное Еленой, умывается, садится одетый за стол
- 3 минуты 5 секунд важный разговор Елены и старика о деньгах и будущем её внука! Выясняется, что дочь старика живёт за его счёт, детей не имеет. И это напрягает старика.
- 55 секунд - продолжение этого же эпизода, Елена молча готовит кофе старику
- 2 минуты 5 секунд нам показывают, как старик приглашает Елену на секс, затем собирается в спортзал (секс не показан, т.е. мы видим только сборы)
- 3 минуты - старик едет в спортзал (просто едет в спортзал!!!)
- 3 минуты - старик занимается в спортзале и отключается в бассейне
- 1 минута 30 секунд - Елена ходит по дому, оплачивает услуги курьера, открывает сейф, дальше шибается по дому, прежде чем узнать по телефону, что старик в больнице
Итак, прошло 40 минут экранного времени! Что мы узнали? Елена и старик живут вместе, у каждого из них есть собственные дети! Дети живут за счёт родителей. Внуку Елены нужны деньги, чтобы поступить в институт. Старик в больнице из-за инфаркта. Денег пока не дал, и не очень хочет!
Звягинцеву потребовалось сорок минут, чтобы рассказать зрителю то, что можно было без вреда для сюжета показать за десять! Вопрос: зачем лишние тридцать минут? Ответ прост: чем медленнее темп, чем ближе он к реальному темпу жизни, а следовательно - тем глубже кажется фильм, в котором зритель пытается рассмотреть скрытые смыслы, подтекст, которых там нет!
Представьте себе, что "Большой куш" Гая Ричи снят в том же темпе: ребята пять минут едут к цыганам и молчат, Турецкий три минуты ест хот-дог и смотрит на чешущуюся уличную собаку, или как Микки плачет над сгоревшим трейлером матери в течение пяти минут, пока за кадром нет никаких комментариев! Это было бы невыносимо смотреть!
Чем отличается Гай Ричи от Звягинцева? Один снимает фильмы, чтобы их смотрели! А второй, чтобы награждали! Какой из режиссёров любим зрителем? Вопрос риторический...