Композитор называл себя мизантропом, который сходится с людьми ценой невероятных внутренних мучений.
Страхи композитора
Великий композитор был чрезвычайно впечатлительным ребенком. Липкий, мучительный страх смерти Чайковский пронес с собой через всю жизнь. Впоследствии он даже просил не употреблять при нем слов, которые намекают на смерть — они приводили его в дурное расположение духа.
После игры на фортепиано юный Чайковский возвращался домой нервный, в расстроенных чувствах. Парадоксально, но звуки иногда доводили будущего композитора до нервного срыва.
Специалисты отмечают, что такого рода эмоции характерны для артистического мира: искусство требует колоссального напряжения, с которым нелегко справиться даже эмоционально стабильному человеку.
Против критики
Петр Ильич крайне болезненно относился к критике в адрес своих произведений. Если публика недостаточно благосклонно воспринимала его произведения, у композитора болело сердце.
Неудивительно, что Чайковский сделался ипохондриком. При этом главным своим «заболеванием» он называл мизантропию. При этом он притягивал к себе всеобщее внимание на каждом светском вечере.
Неудачный брак
Неудачной стала женитьба композитора на Антонине Милюковой. Муж и жена прожили в одном доме всего 6 недель, после чего Чайковский уехал в Швейцарию и, если судить по письмам, даже хотел топиться. В своей корреспонденции композитор подчеркивает, что страстное желание отца видеть его женатым стало одной из причин заключения неудачного союза. Известно также, что Чайковский планировал свадьбу с французской певицей Дезире Арто. Она не состоялась по банальной причине — Арто выскочила замуж за другого.
В 1995 году исследователь Валерий Соколов опубликовал статью, в которой приводились письма Петра Ильича его брату Модесту без купюр. Оказалось, что в советское время были отредактированы в нужном идеологическом ключе более 200 писем.
В письмах к брату композитор признается, что к своей жене испытывал самое настоящее отвращение. Эти послания рисуют образ человека, который ценой невероятных внутренних усилий пытается бороться с собой, но безуспешно.
Вероятно, творчество было для Чайковского выходом из душевного кризиса; в своих произведениях он воплощал напряженные драматические концепции, мотивы одиночества и тоски. Недаром так близка ему была «Исповедь» Толстого — муки сомнения, напряженного духовного поиска не оставляли композитора до последних дней.