Найти тему
Плёнки и винил

История журнала, который приблизил появление интернета

В 60-е из-за послевоенного бэби-бума аудитория СМИ во всём мире стала молодежной, что повело за собой реформы содержания и оформления печатной продукции. Молодежная аудитория была настолько обширной и разнообразной, что даже изобилие новой печатной продукции не могло ее удовлетворить. Особенно актуальным это стало в США, где молодежь из-за Вьетнамской войны все серьезнее увлекалась радикальными политическими теориями или нетрадиционными духовными учениями. Чтобы донести свои идеи до масс, каждое движение создавало свои СМИ, и хиппи не были исключением. Так стали возникать контркультурные издания, положившие начало альтернативным СМИ.

"Оракул Сан-Франциско" - самая известная контркультурная газета. Предлагал революционную систему распространения - силами добровольцев, многоцветный дизайн, вёрстку причудливых форм. А каждый экземпляр первого номера был опрыскан жасминовыми духами, чтобы газета действовала на все органы чувств.
"Оракул Сан-Франциско" - самая известная контркультурная газета. Предлагал революционную систему распространения - силами добровольцев, многоцветный дизайн, вёрстку причудливых форм. А каждый экземпляр первого номера был опрыскан жасминовыми духами, чтобы газета действовала на все органы чувств.

Вершиной контркультурной прессы стало издание, лишенное определенного жанра – «Каталог всей Земли» (Whole Earth Catalog), активно выходившее с 1968 по 1972 годы, а впоследствии разовыми номерами. Оно существует и поныне в виде сайта, где рассказана и его история. Идея принадлежала Стюарту Бренду, одному из «веселых проказников», странствующих хиппи, собравшихся вокруг писателя Кена Кизи.

Стюарт Бренд.
Стюарт Бренд.

Его занимала мысль о создании символа, который мог бы объединить человечество. Он подумал о фотографии Земли из космоса. Практически не имея бюджета, он напечатал постеры с надписью «Почему мы до сих пор не видели фото Земли целиком?» и продавал их в американских университетах. Он также отправил письма выдающимся людям, сенаторам и членам американских и советских космических программ. Единственным человеком, который ему ответил, был американский архитектор и дизайнер  Бакминстер Фуллер.

Фуллер работал над идеей сферических  домов будущего.
Фуллер работал над идеей сферических домов будущего.

Встретившись с Фуллером, Стюарт добился его поддержки, и проект был реализован. Тогда, на заре космонавтики, вид нашей планеты из космических глубин еще не был привычным. Люди думали о Земле как о бесконечном источнике ресурсов, в то время как шар, словно подвешенный в пустом черном космосе, вызывал совсем другие ассоциации, и Стюарт Бренд был первым, кто это почувствовал.

Когда такое изображение было получено NASA, Стюарт стал собирателем самых разных сведений о Земле под обложкой с этим снимком, действительно поражавшим тогда всех, кто видел его впервые.
Когда такое изображение было получено NASA, Стюарт стал собирателем самых разных сведений о Земле под обложкой с этим снимком, действительно поражавшим тогда всех, кто видел его впервые.

Составителями «Каталога» становились все желающие, сообщения которых даже не редактировались. Издатель лишь размещал эти заметки под разными рубриками. На страницах «Каталога» могли встретиться рецензии на книги стихов или на научные орнитологические исследования, описания новых садовых инструментов, использование которых было безопасно для почв, или достижений нарождающейся кибернетики, журнал содержал разнообразную культурную, экологическую и техническую информацию.

Ещё на канале:

С каждым переизданием количество страниц в нем становилось все больше. Более или менее регулярно (примерно ежеквартально) каталог выходил всего четыре года (с 1968-го по 1972-й), но за это время превратился в настольную книгу для многих — он расходился тиражом в полтора миллиона экземпляров и получил Национальную книжную премию США (до него каталоги такой чести не удостаивались).

Кадр из фильма "Парни в синей форме" (1973) о буднях полицейских. Даже в жилище байкеров, куда герои совершают рейд, обнаруживается экземпляр "Каталога"
Кадр из фильма "Парни в синей форме" (1973) о буднях полицейских. Даже в жилище байкеров, куда герои совершают рейд, обнаруживается экземпляр "Каталога"

Исследователи обнаруживают в «Каталоге всей земли» все основные жанры сетевых СМИ: блог, чат, интернет-энциклопедию, поисковую систему.

Стив Джобс, основатель корпорации «Эппл», а в конце 60-х – один из тысяч хиппи, неоднократно называл Whole Earth Catalog одним из главных факторов, определивших его жизненный выбор. Сама идея создания «Эппл» и производства персональных компьютеров вытекала из хиппистского стремления отобрать возможность принимать важные решения у властей и передать ее простым людям.

Без контркультурной печати 60-х нынешние онлайн-медиа выглядели бы совсем иначе.
Без контркультурной печати 60-х нынешние онлайн-медиа выглядели бы совсем иначе.