Найти тему
Тёмный историк

Нужен ли России памятник атаману Краснову?

Постоянные читатели моего блога (которых довольно много) знают, что я довольно тепло отношусь к белому движению. Очень часто пишу про судьбы белых военачальников, рассказываю о сражениях и особенностях Гражданской войны. С другой стороны, я никогда не позволял себе поливать Красную армию помоями и, зачастую, уважительно отзывался о советских политических деятелях. Прежде всего, я стараюсь быть объективным, в любом случае. Да, я «беляк», но из этого не следует, что я патологически ненавижу «красных» и готов брататься даже с нацистами, дабы насолить большевикам.

Из основных деятелей белого дела мне симпатичен Антон Иванович Деникин. Лидер сначала Добровольческой армии, потом и ВСЮР, Деникин был сторонником единой и неделимой России. Притом не только на словах, но и на деле: белые «деникинцы» сражались не только с большевиками, но и с петлюровцами, грузинами, махновцами.

Сочи и Киев подтвердят.
Сочи и Киев подтвердят.

Да, А. И. Деникин принимал помощь от интервентов. Но в его глазах британцы и французы были союзниками России по Первой мировой войне. Он, как и многие белые офицеры, надеялся на порядочность «западных партнеров». Наивно? Может быть... Однако командный состав Русской императорской армии намеренно воспитывался вне политики.

В дальнейшем А. И. Деникин проявил себя достойно: он не сотрудничал с немцами, в период Второй мировой войны «болел» за русскую армию. Пусть и под красным флагом. Подчеркиваю: любителем СССР Деникин так и не стал, но это его право, его политическая позиция. По-своему, полагаю, он все же любил Россию. Деникин — герой Русско-японской и Первой мировой войн, отличный автор, рекомендую к прочтению «Очерки русской смуты» и «Путь русского офицера». У него были свои принципы: Деникин не награждал белых воинов орденами и медалями за Гражданскую войну. Даже современные левые, современные коммунисты и большевики могут уважать такого противника.

Могут и не уважать, это выбор каждого.
Могут и не уважать, это выбор каждого.

Что же атаман П. Н. Краснов? Он ведь тоже герой Первой мировой войны? Без сомнения, имел боевые награды и даже тяжелое ранение.

Вот только был ли он деятелем белого движения? Как повел себя в годы Гражданской войны?

Во-первых, П. Н. Краснов нарушил свое слово. Еще в конце 1917 года он поклялся большевикам, что не будет против них воевать. Да, время было бурное и клятвопреступниками были многие тогда. И все-таки, Краснов дал слово. Мог бы уехать в эмиграцию и оттуда спокойно ненавидеть «клятых коммунистов».

Но не уехал. И это второй момент. Дело в том, что атаман Краснов был невероятно амбициозным человеком. Он никакой не деятель белого движения. Вернее, он им будет в 1919 году, как редактор газеты «Приневский край» в Северо-западной армии Н. Н. Юденича (там кстати работал известный писатель А. И. Куприн).

А в 1918 году Краснов являлся... абсолютно независимым от белого дела атаманом-сепаратистом. Причем не просто атаманом-сепаратистом, но вполне себе другом немецкого кайзера по переписке. Руководству Добровольческой армии Краснов не подчинялся, он ратовал именно что за независимый Дон. И получал оружие от немцев. Я не фанат большевиков, но их зависимость от Германской империи оказалась лишь популярным домыслом, не оправдалась на практике. А вот атаман Краснов да, получал от немцев оружие. Это факт.

А уж какие прекрасные письма писал.
А уж какие прекрасные письма писал.

Но не помогли Краснову немецкие винтовки. Донская армия не смогла самостоятельно тягаться на равных с большевиками. И в 1919 году подчинилась Деникину. А Краснов отъехал сначала к Юденичу (газету писать), потом... в Германию.

Да, Краснов не был гражданином СССР, советскую власть не признавал, в тридцатые получил немецкий паспорт. Был активным политическим деятелем за рубежом. Но за пафосными словами о «возрождении России» проглядывается все тот же сепаратизм.

А также антисемитизм, грезы о великодержавном прошлом и... стремление угодить нацистам. Для Краснова сотрудничество с нацистами не было результатом каких-то страшных моральных терзаний (как это было с некоторыми белыми), Краснов был солидарен с Гитлером.

Вот если все-таки решат ставить памятник, то тогда надо вот такой.
Вот если все-таки решат ставить памятник, то тогда надо вот такой.

С началом Великой Отечественной войны Краснов целиком и полностью поддержал немцев. «Да поможет Господь немецкому оружию и Гитлеру!» — вот слова Краснова на июнь 1941 года. На протяжении всей войны бывший донской атаман подлизывался к Гитлеру, призывал казаков воевать против Красной армии.

В итоге Краснова сдали советскому правительству англичане. Некоторые коллаборационисты (в том числе и представители белого движения) нашли убежище на западе. Но не Краснов, его «достижения» слишком уж бросались в глаза. Повесили неудавшегося атамана в 1947 году. Говорят, перед смертью раскаивался:

Вот эти ребята, которые на фото (Краснов в первом ряду слева) до сих пор не подлежат реабилитации.
Вот эти ребята, которые на фото (Краснов в первом ряду слева) до сих пор не подлежат реабилитации.

«Мне нет возврата. Я осуждён за измену России, за то, что я вместе с её врагами бесконечно много разрушал созидательную работу моего народа… За мои дела никакое наказание не страшно, оно заслуженно…»

Есть мнение, что слова эти (из архива ФСБ) ложные... может быть, может быть... Да, Краснов не мог предать СССР, даже чисто юридически. Но он, без сомнения, выступил против населения. Этого не сделали многие белые лидеры: Деникин, Войцеховский, Попов (тоже кстати донской атаман и лютый враг большевиков), Чаплин, Шульгин (проявлял интерес к фашизму, но 1941 год стал для него переломным), Ткачев...

Войцеховский и Ткачев получили от «милосердной советской власти» по 10 лет лагерей, Шульгин — 25 лет. Что же, зато совесть осталась чиста. А Шульги и Ткачев еще и пожили в СССР. И оба признали определенные заслуги советского государства.
Войцеховский и Ткачев получили от «милосердной советской власти» по 10 лет лагерей, Шульгин — 25 лет. Что же, зато совесть осталась чиста. А Шульги и Ткачев еще и пожили в СССР. И оба признали определенные заслуги советского государства.

Краснов, бывший герой Первой мировой, оказался врагом России. Такое бывает. Неплохой писатель, амбициозный политик... Но, в то же время, — сепаратист, друг Кайзера и Гитлера, враг русского народа и исторический неудачник. Надо ли такому ставить памятник за государственный счет? По мне, так ни в коем случае. Знал ли журналист Дмитрий Киселев, кого ставит в один ряд с Деникиным? Понимал ли, что такие памятники только усилят рознь между гражданами РФ?

Опять же, у нас вроде как относительно свободная страна... поклонники Краснова могут поставить ему что угодно на своей частной территории, на свои собственные сбережения, если им позволит совесть. Но по мне, Краснов — не лидер белого движения. А его заслуги времен Первой мировой перечеркиваются дальнейшей деятельностью... Есть в белом движении люди подостойнее. Таково мое мнение, не мог его не высказать. Предчувствуя бурление известных субстанций в комментах, комментарии вырубаю, простите.

С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте. Читайте также другие мои каналы:

О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.

О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.