В рамках статьи 22 Федерального закона 44-ФЗ представлены порядок и правила обоснования трех видов начальных (максимальных) цен контракта:
1. Начальная (максимальная) цена контракта при проведении конкурентных процедур закупок (аукциона, конкурса, запроса котировок, запроса предложений)
2. Начальная цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии со статьей 93 44-ФЗ
3. Начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги, при проведении процедур конкурентных закупок, когда объем поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг в документации и проекте контракта не определен.
Нормативно-правовое регулирование процедуры обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) определено приказом Министерства экономического развития РФ от 2 октября 2013 года №567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При каких обстоятельствах заказчику законно у Вас запросить коммерческое предложение? И какую цену можно в коммерческом предложении обозначить?
В госзакупках есть одно золотое правило, - заказчик не вмешивается в хозяйственную деятельность поставщика (подрядчика, исполнителя). Поэтому разным заказчикам (в разных субъектах РФ или в одном субъекте РФ) потенциальный участник может предоставлять разные цены в коммерческих предложениях на аналогичный предмет закупки. Единственное, что проверит заказчик в рамках действующего законодательства о закупках: осуществляет ли потенциальный участник хозяйственную деятельность, идентичную или однородную предмету закупки (проверяется это по опыту участия в госзакупках, но в большинстве случаев, по выписке из ЕГРЮЛ или ЕГРИП). А также заказчик посмотрит, все ли в коммерческом предложении соответствует условиям планируемой закупки, чтобы принять его.
Оценить правильно ли заказчик обосновал начальную (максимальную) цену контракта можно уже непосредственно на процедуре определения поставщика. Если заказчик для расчета цены взял слишком низкие ценовые предложения от участников функционирующего рынка, то на процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя) просто никто не придет и придется ее проводить заново. Если заказчик взял для расчета цены слишком большие ценовые предложения от участников рынка, то это может привести к избыточному расходованию выделенных на закупку средств бюджета (иных финансовых источников заказчика) и санкции для него при финансовом контроле. Поэтому перед тем, как совершить расчет цены, заказчику приходится проводить мониторинг функционирующего рынка на предмет оптимального ценообразования.
Какие основные организационные мероприятия должен совершить заказчик перед тем, как обосновать начальную (максимальную) цену контракта:
- Определить потребность в конкретном товаре, работе, услуге, обусловленную целями осуществления закупок;
- Проверить наличие принятых в отношении планируемых к закупке видов, групп товаров, работ, услуг правовых актов о нормировании в сфере закупок, принятых в соответствии со статьей 19 44-ФЗ;
- Установить перечень требований к товарам, работам, услугам, закупка которых планируется, а также требований к условиям поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Сформировать описание объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 44-ФЗ, требованиями статьи 19 44-ФЗ;
- Провести исследование рынка путем изучения общедоступных источников информации о ценах в целях выявления имеющихся на рынке товаров, работ, услуг, отвечающих требованиям (в том числе документов о нормировании);
- В соответствии с установленными статьей 22 44-ФЗ требованиями определить применимый метод определения НМЦК или несколько таких методов и осуществить соответствующим методом(методами) определение НМЦК с учетом приказа МЭР РФ №567
На практике в качестве общедоступных источников информации о ценах заказчиком в основном используются коммерческие предложения о ценах , получаемые, в лучшем случае, от 5 поставщиков ( подрядчиков, исполнителей), из которых по итогу для расчета цены берутся 3 близких друг другу ценовых предложения, считается их средняя арифметическая. В этой связи, одной из задач тех, кто участвует на государственном рынке, является задача попасть как раз в пул тех 5, к кому определенный заказчик будет обращаться для получения коммерческого предложения. Это важно, с одной стороны, для того, чтобы у участника была возможность повлиять на ценообразование по конкретной закупке. С другой стороны, запрос коммерческого предложения - это всегда маяк, что у данного заказчика в тот или иной момент будет объявлена закупка, в которой потенциальный участник сможете поучаствовать.