Лето 1941 года, Муром. И верилось, и не верилось… Война! Стоп привычной жизни.
В июне 1941 года моему отцу, Юрию Курышеву, всего 18. Он только что закончил школу и собирался поступать в московское художественное училище. Отличный аттестат позволял выбирать любое учебное заведение без вступительных экзаменов. Но экзамен был другой – ВОЙНА.
С друзьями побежали в военкомат с желанием немедленно отправиться на фронт. Он получил отказ. Инвалид по слуху не может сражаться на передовой, но военную форму выдали и направили работать на завод по производству снарядов чертежником-конструктором. Приходилось сутками стоять за кульманом, работая над чертежами для станочников.
Жизнь как будто бы схлопнулась, потеряла объем, приобрела узкие понятные рамки: ранний подъем, работа по 14 часов в сутки, сон. И в этих суровых рамках отчетливо проступают живые человеческие лица. Смелые и сильные, упрямые и спокойные, с надеждой на ПОБЕДУ в глазах…
В перерывах на отдых отец писал портреты, стараясь запечатлеть мимолетный взгляд и глубокое раздумье, ожидание и веру. Эти рисунки ложились на любые клочки бумаги, картона, фанеры. Большие и маленькие, в карандаше и в масле, монохромные и цветные. Портреты руководителей и рабочих завода, фронтовиков, родных и друзей.
1941; 1942; 1943; 1944 и вот, наконец, 1945!!! И в рисунках появляется природа! И люди уже замечают весну, талые снега, разлив Оки, цветущую сирень. ПОБЕДА! МЫ ЖИВЫ!
В Муромском художественно-историческом музее проходит виртуальная выставка, в которую включены картины моего отца.