Найти в Дзене
Little Rock

Боб Дилан. Основатель советского рока. Начало

Советские рок-группы появились в конце 1960-х, но их названия никто не помнит, а записи не сохранились (если они были). Для меня первыми большими советскими рок-музыкантами всегда были Борис Гребенщиков (и Аквариум) и Майк Науменко (и Зоопарк). Мне кажется, что великий и непонятный нам Боб Дилан повлиял на них гораздо больше, чем The Beatles или кто-то ещё, и вот почему:

Звучание:

В Советском Союзе было очень трудно достать электрогитары, как и барабанную установку (которую ещё и негде поставить, когда живёшь в коммунальной квартире). Главный инструмент начинающего советского рокера - дешёвая акустическая гитара (а барабанщика - кастрюля). При этом, по воспоминаниям участника Аквариума Дюши Романова, основной вопрос при выборе гитары заключался в том, какую брать - шестиструнную или семиструнную. В условиях отсутствия информации было неочевидно, на какой из них играют Джордж Харрисон и другие. В итоге -ура - был сделан правильный выбор в пользу шестиструнных гитар. 

Но как научиться играть рок, когда во всех самоучителях изложены только народные и патриотические песни? Повторить то, что ты слышишь на записях западных групп - невозможно, это кажется просто космосом! Как добиться такого звучания, чтобы не стать исполнителем авторской песни вроде Владимира Высоцкого и Булата Окуджавы?

Именно здесь мы должны обратить внимание на ранние альбомы Боба Дилана, которые он записал в первой половине 1960-х. Из инструментов - только акустическая гитара и губная гармоника. Звучание - смесь американской народной музыки, блюза и кантри. Но в целом, несмотря на преобладание фолка, есть что-то и от рок-н-ролла, особенно если учесть, что за акустическими альбомами Дилана последовали электрические, ставшие классикой рока.

Когда я слушаю записи Аквариума и Зоопарка (особенно живые выступления в квартирах) вплоть до середины 1980-х, или даже позднее - я чувствую большое сходство звука с тем, что Боб Дилан делал за 20 лет до этого. Манера игры на гитаре, общая музыкальность имеют сходство.

Мощный и определяющий свою эпоху совместный живой альбом БГ и Майка «Все братья - сёстры» 1978 года критики характеризуют как «блюз-рок, фолк-рок». Я уверен в том, что самый короткий путь для появления всего этого в Советском Союзе - только Боб Дилан. Почему молодые советские рокеры называют свои песни «Блюз свиньи в ушах», «Мочалкин блюз», «Блюз субботнего вечера», «Блюз твоей реки»? Откуда это слово и манера включать его в названия песен? Может быть, это дань уважения дилановской традиции - вспомним “North Country Blues”, “Black Crow Blues”, “Subterranean Homesick Blues”, “Tombstone Blues” и другие. Хотя, блюз был и у The Rolling Stones. В любом случае, мне представляется маловероятным, что пионеры советского рока почитали корневой чикагский блюз Хаулин Вулфа и Мадди Вотерса 1950-х. Просто потому, что это в 1970-х было не особо актуально, и вряд ли такие пластинки попадались на каждом углу. В отличие от Дилана, который был очень известен и продолжал записывать популярные альбомы.

Также моё предположение подтверждает использование в этой музыке губной гармоники. Классический инструмент  американской народной музыки, который активно использовал Боб Дилан, очень аутентично прозвучал в записях акустических концертов Аквариума и Зоопарка. Губная гармоника, опять же по моему предположению, позволила как-то отделить звучание акустических гитар советского производства от всей той музыки, которая игралась на них до этого. И основной источник, откуда БГ и Майк могли почерпнуть эту идею - Дилан. Хотя, губная гармоника была и у The Beatles в песне Love Me Do, которую БГ слушал дома, и которая казалась его маме смешной именно из-за губной гармоники, как она вспоминает в книге «Мой сын БГ».

С другой стороны, я ни в коем случае не считаю, что Зоопарк и Аквариум когда-либо ограничивались стилем Боба Дилана. Например, у Аквариума со временем появились и прекрасная флейта Дюши Романова, и тёмная виолончель Севы Гаккеля, и радикальное использование шумов и других эффектов. Всё это придало звучанию группы уникальную камерную и мистическую атмосферу, уводя его много дальше американского влияния. 

Вместе с тем, сам факт того, что молодые музыканты из советского Ленинграда 1970-х годов пытались играть музыку, которая уходит корнями в американское кантри и песни негров на плантациях - представляется мне очень интересным и забавным!

В следующей части сравним лирику Боба Дилана, БГ и Майка. Возможно, мы найдём что-то общее!

Продолжение...