Найти тему
Ника и музеи

Как появилась живопись? Причем тут археолог-любитель, Испания и 9-летняя девочка.

В 1879 году испанский археолог-любитель Марселино де Саутуола обнаружил росписи древнего человека в пещере Альтамира, и это событие перевернуло представление о том, как зародилось искусство.

Из школьного курса истории Древнего мира мы знаем, что такое наскальные рисунки и что древние люди изображали животных, охоту и прочие сюжеты из жизни, но как и где они были обнаружены, почему научное сообщество считало первую такую находку аферой и почему точка отсчета зарождения живописи поставлена именно там знают не многие. Во всяком случае не знали до прочтения этой статьи.

Фото взяты с сайта espanarusa.com
Фото взяты с сайта espanarusa.com

Сегодня мы воспринимаем картины на холстах как само собой разумеющееся, хотя эта основа начала использоваться только в 15 веке, а широкое распространение получила только в 17.

Материалы, используемые в живописи прошли сложный путь развития и совершенствования путем проб и ошибок, где главным судьей было время, которое или сохраняло или уничтожало его. До 15 века главным материалом для основы были деревянные доски. А что же было до них? Вот на этот вопрос историки долго не могли найти ответ пока в дело не вмешался испанец Марселино де Саутуола.

Марселино де Саутуола и его дочь Мария. Фото взято с сайта kantabria.ru
Марселино де Саутуола и его дочь Мария. Фото взято с сайта kantabria.ru

Сеньор Саутуола был дворянином, хозяином замка Сантильяна и страстным любителем истории и археологии. Особенно его интересовала культура и быт древнего человека. Тогда интересоваться этим было очень модно.

В 1878 году в Париже состоялась Всемирная выставка, которую конечно же посетил Саутуола. Что только на этой выставке не экспонировалось, но особое внимание испанца привлекли древние орудия и украшения найденные в долине реки Везер во Франции. Любитель истории да еще и богатый человек он решил, что в Испании непременно можно найти что-то аналогичное.

Он вспомнил, что еще 10 лет назад его охотники нашли какую-то пещеру, недалеко от деревни Альтамира. Пещера эта была огромной, и он решил заняться поисками древностей там.

Вход в Грот
Вход в Грот

Несколько месяцев раскопки не приносили никакого результата, но потом ему повезло и он обнаружил каменные орудия, которые были очень похожи на те, что он видел на выставке в Париже. Раскопки он конечно же продолжил.

Однажды его 9-летняя дочь Мария упросила отца взять ее на раскопки. Но занятие это для ребенка оказалось безумно скучным. Если вы когда-нибудь видели, как работаю археологи-вы понимаете почему.

Мария была энергичной и шустрой девочкой, которая решила устроить себе приключение. Зажгла свечу и полезла в такие уголки пещеры, куда взрослый человек при всем своем желании пролезть бы не смог.

Через некоторое время Марселино услышал крик дочки "Папа,папа, посмотри! Там быки!" он ринулся в низкий боковой грот, откуда звала его дочь. На низких сводах грота он увидел необыкновенно реалистичные изображения зубров, бизонов, кабанов и скачущих лошадей, нарисованных красной и желто-коричневой краской. Размер рисунков был от 1,5-2,5 метров.

Фото взяты с сайта espanarusa.com
Фото взяты с сайта espanarusa.com

Так, собственно, и была открыта своеобразная галерея первобытного искусства в Альтамире.

Рисунки на стенах и сводах пещеры были выполнены человеком несомненно талантливым, который уверено выписывал их в неровности скал. В них было столько движения, пластики. Там же, в слое отложений, были найдены куски охры того же цвета. Складывалось такое ощущение, что рисунки были завершены совсем недавно.

Об этом Саутуола сразу же сообщил археологическому и историческому сообществу. Позже об этой находке узнали все. В Альтамиру приезжали и серьезные ученые и просто любопытные зеваки, и даже король Альфонс ХII почтил его своим визитом.

Фото взяты с сайта espanarusa.com
Фото взяты с сайта espanarusa.com

Но триумф был недолог. Научное сообщество не хотело принимать эти "картины древности", и специалисты громко высмеяли эту находку на конгрессе в Лиссабоне в 1880 году и назвали Саутуолу безумцем.

Причиной этому послужило высокое художественное качество находки и сохранность. Ученые утверждали, что живописным шедеврам Альтамиры не более 20 лет, и даже были найдены свидетели, которые подтвердили, что картины были созданы современным художником по заказу Марселино.

Он конечно был оскорблен и расстроен такими нападками, но все равно верил, что наступит день, когда справедливость восторжествует. Он написал книгу, проиллюстрировал ее рисунками из Альтамиры.

Он умер в 1888 году, так и не получив заслуженного признания.

Фото взято с сайта kantabria.ru
Фото взято с сайта kantabria.ru

Надо сказать, что еще при его жизни в пещерах во Франции начали тоже находить такие рисунки, но во всеуслышание говорить об этом историки не решались, слишком свежа была в памяти история с Саутуолой.

Но однажды к професстору Тулузского университета Эмилю Картальяку . одному из самых ярых противников Саутуолы, пришел молодой археолог Анри Брейль и пригласил его посетить только что обнаруженные пещеры Фон-де-Гом и Комбарель. Входы в эти пещеры были завалены известковыми валунами, которые образовались в ходе разрушения горных пород, поэтому было очевидно, что несколько тысяч лет туда никто не входил. Внутри этих пещер были обнаружены наскальные рисунки очень похожие на те, которые были найдены в Альтамире.

Рисунки в пещере Фон-де-Гом (Источник сайт ru.esosedi.org)
Рисунки в пещере Фон-де-Гом (Источник сайт ru.esosedi.org)

Потрясенные увиденным Картальяк и Брейгель отправились в Альтамиру, где их встретила дочь уже умершего на тот момент Саутуолы. Да, та самая девочка Мария, которая первой и обнаружила эти рисунки. Она всегда верила, что ученые поймут как незаслуженно оскорбили ее отца и признают значимость его находки.

Когда Картальяк увидел быков Альтамиры он воскликнул "Не он, а я был безумен!". Вскоре, в 1902 году, вышла его статья, которая называлась "Покояние", но произошло это только спустя 15 лет после смерти Саутуолы.

-8

С тех пор, только в Европе, было обнаружено более 300 подобных пещер. Похожие рисунки находили даже в нашей Сибири, но рисунки Альтамиры были самыми первыми.

Современные ученые называют пещеру Альтамира первобытной Сикстинской капеллой. Рисунки относят к эпохе позднего палеолита (40-12 тыс.лет назад), который благодаря этому открытию и стал исходной точкой начала зарождения живописи.

Спасибо, что дочитали мою статью до конца, для меня это очень важно!

Надеюсь Вам было интересно и познавательно! Если это так, поставьте пожалуйста 👍👍 и напишите мне об этом в комментариях. Может быть вы знаете какие-нибудь еще интересные факты об этой истории?

На своем канале я много интересного пишу об искусстве, художниках и свои впечатления о выставках поэтому подписывайтесь на мой канал (нажать чтобы подписаться).