Почему человек, сильный перед лицом врага, может быть слабым в мирной жизни? К моему ощущению праздника примешивается горькая нотка. Герои-победители, спасшие мир от фашизма. Помню их 30-35-летними, поколение родителей. Мои дети уже старше. Помню в ежедневном изнурительном труде и в съедающем силы неустроенном быту. Их пулевые раны. Праздники, часто заканчивавшиеся разборками и пьяными слезами. Инвалидов на самодельных низеньких, у земли, деревянных тележках и других, с деревянными уродливыми протезами. Контуженных. Пьяниц. Нищих.
Мирная жизнь требовала не меньшего запаса прочности, уже израсходованного. Не все находили в ней достойное место, не впадая в зависимость от алкоголя. Искалеченные войной тела, души. Искалеченные судьбы. Одна такая не дает покоя долгие годы.
Они дружили с 9 класса, Вовка и Аня. Войну объявили после выпускного бала. Он ушел на фронт. Она не писала. Вернулся, увешанный наградами. Навел о ней справки. Живет в соседнем городе. Есть ребенок. Мужа нет. Метнулся. Привез к матери. Ребенок остался пока у ее родителей. Пара счастливых дней. Всего два. Отпуск кончился. Он ушел на завод. С работы летел на крыльях. Мать встретила одна: "Уехала твоя Аня. Сказала, хорошо погуляли, но ты ей не нужен". Почему он поверил? Он же знал мать. Это она утром сказала несостоявшейся невестке, собирайся. Привезла на вокзал, вручила заранее купленный билет: "Ты Вовке не нужна". Не простила, что та не ждала ее сына.
Ну, ладно, она считала себя вправе решать, что кому нужно. Комиссарша, скромно писавшая в анкетах: медсестра. Наградной маузер под подушкой. Чьи судьбы вершила она на Деникинском фронте? Но почему Аня поверила и уехала?
Он женился. Все женятся. Родилась дочка. Не сложилось. Мать регламентировала всю их жизнь. Пил. Развелся. Женился снова. Снова пил. Уже ежедневно. Мать сама варила ему самогон. Родились мальчишки. Завод. Выпивка. Дома бесконечные перебранки матери с женой, переходящие в потасовки. Почему он терпел? Почему не уехал от матери, как сделали это братья? Бесстрашный на фронте (награды даром не раздают), он позволил разрушить свою жизнь, отнять свою единственную любовь. А жизнь прошла. Без особой радости. Он иногда приезжал в город, где жила Аня. Подолгу ждал у больницы, где она работала, чтоб увидеть - мельком.
Дочери платил алименты. Но ни разу с ней не заговорил, не приласкал. Жили в одном дворе. Ее иногда спрашивали, не дочь ли она Ани. Она удивлялась, кто такая Аня? Узнала от меня. Еще живы были люди, помнившие дружбу двух подростков, которая обязательно должна была перейти в любовь. Не случилось. Родину защищал, раненого земляка с перебитыми ногами на себе вынес с поля боя, а подругу и свое право на счастье отстоять не смог. Родину, понятно, от врага. А мать не враг.
Меня любил, племянницу, дочь его брата. Приезжал в гости, присылал посылки с игрушками. Писал письма. Приезжал и тогда, когда отца моего не стало. Вовку любили в нашей семье. Мамины родители относились к нему как к родному.
С его сыновьями я мало общалась. Они жили далеко. Сын боготворит память об отце, гордится его воинскими подвигами. С дочерью мы дружим. Она очень похожа на своего отца. Обижена на него. Но, говорит, простила. Оба живут на Украине. Они будут праздновать День Победы и обязательно помянут отца. А я хочу когда-нибудь встретиться с ними, с братом и сестрой, детьми моего дяди Вовы.
Жизнь обидно непоправима. Пусть земля будет пухом всем нашим близким, воинам-защитникам. Может там, куда они ушли, больше справедливости.
Будем жить.
3