Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Почему День Победы стал гражданской религией России

Здесь я затрону щепетильную тему - проблему празднования Дня Победы (9 мая) с точки зрения российского религиогенеза.

День Победы - праздник, знаменующий победу советского народа в Великой Отечественной войне. Сегодня он является главным мемориальным праздником России. Большинство граждан считают его самым значимым.

Праздник Дня Победы стал центром современной российской мифологии, единственная священная дата 20 века, которую отмечает большинство граждан страны.

Этот праздник нельзя обсуждать вне установленных рамок приличия и социальной цензуры, иначе человека сравняют с теми, кто напал на СССР в 41 году. Уже установлены правила, которые регламентируют говорить о празднике только определенным образом, любое сомнение воспринимается как предательство.

В 2011 году бывший редактор официального сайта Московской патриархии, Сергей Чапнин, высказал интересную мысль, за которую его сильно раскритиковали. Он сказал:

"Ритуальные формы этой религии (Дня Победы) предполагают всеобщее поклонение огню. Давайте задумаемся: граждане приходят поклониться огню, который извергается из пятиконечной звезды, лежащей на земле... Огонь, выходящий из земли, всегда есть образ ада, геены огненной, гнева Божия."
Вечный огонь
Вечный огонь

Он отмечает, что под знаменем Дня Победы в стране сакрализуются следующие идеи:

1) использование "образа врага" для укрепления современной власти;

2) карнавализация Дня Победы, утрата смысла войны как трагедии;

3) языческое понимание патриотизма;

4) оправдание за счет победы всех бед, случившихся с Россией в 20 веке.

Я не говорю, что оценка Чапнина правильная, я лишь обращаю внимание на полярное мнение о празднике Победы.

Религиовед Алексей Зыгмонд отмечает, что в древних религиях победы "порядка над хаосом" закреплены как события начала нового мира: победа "Индры над Вритрой (ведизм), Мардука над Тиамат (вавилонская религия) или Христа над смертью".

Религиозная идея неискупимой жертвы прослеживается в российских СМИ: все люди мира, особенно граждане России, обязаны своим существованием погибшим воинам.

Пример культа жертв
Пример культа жертв

Празднование Дня Победы удобно действующей власти, поэтому она связывает себя со смыслами 9 мая: идея "лишь бы не было войны" соотносится с принципом "стабильности". Любое кардинальное изменение может привести к "некой войне", значит, нужно сохранять действующий порядок.

Поэтому власть усиливает сакральность празднества, она подхватывает любые религиозные эпитеты и закрепляет их вокруг Дня Победы: "георгиевская ленточка" (в честь святого Георгия) не имеет никакого отношения к Победе, в отличие от гвардейской ленты; акция "Бессмертный полк" является настоящим религиозным ритуалом культа предков, где слово "бессмертный" подчеркивает сакральность действа.

Бессмертный полк
Бессмертный полк

Ношение георгиевской ленты идентифицирует человека как истинного патриота. Общественные организации создают флаги по цвету георгиевских лент, чтобы продемонстрировать свои идеалы и показать, что они часть сакрального.

РПЦ тоже не упускает возможности связать православную веру с Днем Победы. В нашем обществе распространены мифы, будто победа началась только после полета Казанской иконы над Москвой. Новый Храм ВС РФ воплотил в себе смыслы Дня Победы и православия.

Проекты мозаики для Храма ВС РФ
Проекты мозаики для Храма ВС РФ

Праздник 9 мая стал сакральным брендом, и пока нет оснований говорить, что этот бренд исчезнет в скором времени.

С праздником! С Днем Победы!