Юрий Николаевич Квашнин: Постоянно общаясь с коллегами из других регионов мы видим, что проблемы схожие: влияние Казани, попытки все привести к единому знаменателю. Постоянно муссируется идея "нет никаких сибирских татар, а есть только татары".
На самом деле около четырехсот тысяч сибирских татар проживает в ареале от Курганской области до Кемеровской области. Из них в Тюменской области проживает около 240 тысяч - по приблизительным подсчетам.
Люди четко определяют себя как сибирские татары и видят различия с поволжскими татарами. Рядом, в соседних деревнях, образованных в конце 19 века (или по столыпинской реформе в 1910-1911 году) проживают и мишари, и тептяри, кряшены. Естественно, сибирские татары, общаясь с ними видят различия. То есть понятны политические мотивы искусственного объединения.
Уже в 1930-е годы в ходе переписи сибирских татар записали уже просто татарами. Не только сибирских татар, но и бухарцев, и мишарей, и тептярей включили в число "просто татар".
В конце 1930-х была попытка переводить образование на этот условный "общий" язык, поскольку различия были существенны. реализации этих планов помешала война. Построение нового образовательного процесса возобновилось уже в 1950-е годы и язык поволжских татар был внедрен в обучение как в татарских деревнях. А в Тюменском Университете, Тобольском педагогическом институте появились факультеты, обучающие этому "новому татарскому языку".
По воспоминаниям тех, кто учился в те годы, все строилось несколько иначе, чем сейчас. То, что преподавали в 1950-е годы - было понятно и учебники были понятными.
Но по мере внедрения эта понятность уменьшалась и современный литературный татарский язык просто стал преобладающим в обучении и разница в языках стала явной и труднопреодолимой.
Впервые я столкнулся с этим в 1997 году, когда учительница татарского языка в сельской школе говорила: "Дети учат со слезами, как иностранный язык. Надо с этим что-то делать".
Об этом же говорят исследования Томских ученых: люди хотят говорить на своем языке, писать и читать произведения литературы на своем - сибирскотатарском языке.
Когда в Сибири был Пьер Кристиан Броше (ведущий передачи "Моя любовь - Россия!") он был восхищен тем, что существуют самобытные сибирские татары, отличные от того, что ему говорили до этого, что все татары одинаковые.
По материалам семинара Школы молодого этнополитолога в Республике Башкортостан в 2020 году.