6,6K подписчиков

Да был ли мальчик-то, может, мальчика-то и не было?

3,7K прочитали

В продолжении темы театральных условностей. Раньше не было - точно. Но сейчас есть, несмотря ни на что, они найдены.

Что делать если по сюжету персонажем оперы должен быть ребёнок? Предположим, мальчик? Композиторы подходили к этому вопросу очень просто - писали партию контральто, и всего делов. Мучения условности начинались при постановке. Кого поставить солистом? Например, на роль Вани из оперы Михаила Ивановича Глинки "Жизнь за царя"? Если посмотреть на перечень исполнителей, то там одни женщины. Как вам такой Ваня? Ничего не смущает?

Николай Андреевич Римский-Корсаков в опере "Снегурочка" пишет партию юного Леля для контральто или меццо-сопрано. Из мужчин в этот диапазон попадает только контратенор. Вот таким образом:

Опять проблема со сценическим обликом. По сюжету "Снегурочки" пастушку Лелю, вероятно, не больше 12 лет.

Другие композиторы также следуют этой традиции. Гензель из оперы "Гензель и Гретель" Энгельберта Хумпердинка - меццо-сопрано. Безымянный Поварёнок из оперы "Русалка" Антонина Дворжака - сопрано. Пажи Тибо и Оскар из "Дона Карлоса" и "Бала-маскарада" Джузеппе Верди - сопрано. Паж Керубино из оперы "Свадьба Фигаро" Вольфганга Амадея Моцарта - меццо-сопрано.

Как они могут петь такими голосами, когда того же Леля стараются держать от девушек на расстоянии вытянутой руки и не пускают ночевать в дом, где девушки на выданье?

А Керубино? Он же влюбляется во всех женщин, которые движутся в поле его зрения. В реальности такие пацаны уже говорят "баском" минимум по двум причинам: рост гортани и мощный выброс гормонов. Присутствие последних в крови и делает Керубино таким любвеобильным. Что он вытворяет!

И всё-таки мне удалось найти примеры опер, где детские партии поручены соответствующим им по возрасту артистам. Было трудно.

В единственной опере Клода Дебюсси "Пеллеас и Мелизанда" есть небольшая роль мальчика по имени Иньольд, сына принца Голо. Финал третьего акта - драматическая сцена, когда Голо заставляет Иньольда заглядывать в окно и рассказывать что делают его жена Мелизанда и его брат Пеллеас. Партию Иньольда поёт Elias Mädler.

Бенджамин Бриттен в своей самой страшной опере "Поворот винта" не стал уходить от проблемы детского голоса путём написания женской партии. Мальчики, исполняющие роль Майлза - большие молодцы, потому как испытывают огромную психологическую нагрузку. Им приходится играть очень странного ребёнка, измученного чудовищным давлением призрака и гувернантки. Арию "Malo, malo ... " поёт Leo Jemison.

Ирина Головачёва в статье "Невинные крошки" в "Повороте винта": повесть и оперное либретто" пишет об исполнителях партии Майлза:

Первый - тринадцатилетний англичанин Грегори Монк. Это одарённый, чувствительный ребёнок, который выглядел так, будто несёт колоссальное бремя ответственности ... отец Грегори Монка, всюду сопровождавший мальчика и не сводивший с него глаз, рассказал, что у сына расшатаны нервы.
Второй исполнитель - наш соотечественник Николай Ирви, в  чьей трактовке образ Майлза выглядел весьма двусмысленно. Отвечая на вопросы: "Какой он - твой Майлз? Что за характер у этого мальчика? О чём он думает? " - маленький тщедушный певец болезненно напрягся и с нажимом произнёс: "Он - хороший мальчик!"
На  вопрос о  том, как ему далась эта роль, последовал ответ:
"Я очень мучаюсь. Мне снятся кошмары ... Мне снится Квинт, он меня преследует".
И, наконец, третий Майлз, Фредерик Уэйк-Уокер, британский оперный режиссёр, молодой руководитель труппы Махогани-опера, признался, что исполнение в детстве партии Майлза навсегда отразилось на его психике: с тех пор он не может заснуть, не задернув занавеси на окнах, так как боится непрошенных гостей "с того света".
Поль Гоген. Сон ребёнка
Поль Гоген. Сон ребёнка

На этом всё. Традиционная несмешная байка:

Гасить в зале оперного театра свет, когда начинается спектакль - это изобретение Густава Малера. Говорят, что именно он велел это делать, дабы пришедшая в театр публика смотрела на сцену, а не на новые драгоценности и меха друг друга.

Каталог публикаций канала.

Благодарю всех за лайки, подписку, репосты и комментарии.

При комментировании, пожалуйста, будьте вежливы!