Найти тему
Энциклопедия Кино

Лучшие фильмы про войну, снятые в 70-х годах

Оглавление

Здравствуйте, приближается 75-я годовщина Победы нашей страны в ужасной и кровопролитной Великой Отечественной войне.

Постараюсь снизить градус пафосности, но это действительно здорово, что наши прадеды, прабабушки, то поколение, сумели ценой собственной жизни подарить нам ясное и мирное небо над головой, победить проклятый фашизм. Спасибо им за это, вечная память.

Сегодня я хочу поделиться подборкой лучших советских фильмов про Великую Отечественную войну, и начну я с кинокартин, снятых в 70-х годах .

В бой идут одни старики. (1973)

Одна из главных советских картин о войне, эта лента рассказывает историю летчиков истребительного авиационного полка, людей дружных, веселых и бесстрашных. В свое время «В бой идут одни „старики“» стал четвертым в списке лидеров проката. Историческая достоверность (в качестве консультантов сценаристом и режиссером Леонидом Быковым привлекались реальные летчики — ветераны ВОВ), живые и обаятельные герои, яркие фразы, ушедшие в народ — все это сделало «В бой идут одни „старики“» одним из самых любимых фильмов о войне.

«Визитной карточкой» фильма является песня «Смуглянка».

Леонид Быков рассказывал Владимиру Талашко, что эту песню он хотел включить в фильм с самого детства. Будучи подростком, Быков с друзьями катался на подножках проходящих теплушек. В одном из таких вагонов он увидел лётчика, пехотинца и артиллериста, которые ехали с фронта через Донбасс и пели «Смуглянку». «И в тот момент я решил, что, если буду снимать кино о лётчиках, она там обязательно будет звучать», — говорил Быков. В начале фильма «Смуглянка» звучит в исполнении певца Мурада Садыкова.

А зори здесь тихие. (1972)

-2

Пронзительная экранизация пронзительной повести Бориса Васильева. О нелегкой судьбе тех Русских Женщин, которые вслед за мужчинами отправились на фронт. История пятерых зенитчиц во главе со старшиной разъезда, давших бой немецкому десанту.

Это был всего лишь бой местного значения, не значительная войсковая операция, не масштабное контрнаступление, но не из таких ли боев местного значения и складывается победа в долгой изнурительной войне?

В этом фильме нет зрелищных спецэффектов, зато есть простое мужество простых русских людей, нет громких пафосных речей, но фильм задевает самые тонкие грани души.

При всей зрелищности голливудских фильмов, посвященных военной тематике, они за душу не берут, как бы ни были хороши режиссер, картинка и актерская игра. Наверное, все дело в том, что Великая Отечественная война осталась в генетической памяти народа-победителя, принесшего на алтарь победы такую жертву, какую никто и никогда в мировой истории не приносил.

Они сражались за Родину (1975)

-3

В картине Сергея Бондарчука "Они сражались за Родину" свыше 20 ярких ключевых героев – солдат и офицеров из стрелкового полка, который защищает подступы к Сталинграду и вынужденно отступает под немецким напором. Экранизация тяжелого, отнюдь не напропалую героического романа Михаила Шолохова стала последней экранной работой актера и режиссера Василия Шукшина. Шукшин скончался во время съемок, и потому в двух незавершенных сценах его подменил актер Юрий Соловьев. По опросу журнала «Советский экран», это была лучшая советская картина 1976 года.

Горячий снег (1972)

-4

«Горячий снег» — советский односерийный художественный фильм о Великой Отечественной войне, снятый в 1972 году по одноимённому роману Юрия Бондарева режиссёром Гавриилом Егиазаровым.

Фильм рассказывает об одном из эпизодов героического сражения против фашистов на подступах к Сталинграду, в котором в полной мере проявились стойкость и сила духа русских солдат, защищавших родную землю.

Это рассказ об одном из боев героической эпопеи, о подвиге артиллерийской батареи, вставшей насмерть и не пропустившей танки Манштейна, идущие на выручку окруженной группировке Паулюса. «Главное было выбить у них танки. Выбить у них танки было главное» — вот уже десять лет звучат в нашей памяти, как потрясение, эти слова генерала Бессонова, который наутро после боя, длившегося сутки, вручает уцелевшим ордена Красного Знамени: «Спасибо за подбитые танки... Спасибо... Спасибо... Всё, что могу».

Двадцать дней без войны (1977)

-5

«Двадцать дней без войны» — советский художественный фильм 1976 года режиссёра Алексея Германа по сценарию Константина Симонова.

Писатель и фронтовой журналист Лопатин (Юрий Никулин) едет в Ташкент, чтобы навестить семью погибшего сослуживца, побывать на съёмках фильма по своим очеркам, встретить новый 1943 год, пережить недолгую, яркую любовь, — одним словом, провести двадцать дней без войны.

Герман рассказывал: «Двадцать дней без войны» — против фальшака войны на экранах. Мы хотели, чтобы наш рассказ соответствовал тому горю, которое пережил народ и на фронте, и в тылу, когда страшно голодали, спали, закопавшись в уголь, и из последних сил делали всё для фронта. Мы сразу поняли, что нужен правдивый главный герой. Если это будет молодой журналист, то почему ты не воюешь? Поэтому появился Юрий Никулин" Хотя пробовались также Василий Шукшин, Анатолий Солоницын и Николай Волков (младший)). Никулин же стал от роли отказываться: «Ну какой я Лопатин! И стар, и по темпераменту другой. Да и вообще мне хочется сняться в комедийном фильме. Лопатин — не моя роль. Сниматься не буду!». Никулин с трудом дал себя уговорить приехать в Ленинград на кинопробы. «После просмотра рабочего материала с выбором Германа согласился и автор сценария — Константин Симонов, а Никулина пригласил к себе домой и долго беседовал с ним о Лопатине. Именно мнение Симонова сыграло решающую роль на худсовете, где решалась судьба кандидатов на роли — ведь большинство членов худсовета высказалось против Никулина. 2 января 1975 года худсовет студии утвердил Юрия Никулина на роль военного журналиста Лопатина».

Главную женскую роль Герман собирался отдать Алле Демидовой, но Симонов не соглашался категорически. «В итоге на пробы вызвали нескольких популярных актрис: Зинаиду Славину, Алису Фрейндлих, Ларису Малеванную, Людмилу Гурченко. Именно Гурченко была утверждена на роль.

Роль капитана Строганова ещё во время написания сценария Герман собирался отдать Василию Шукшину, однако тот скончался в октябре 1974 года. В итоге по результатам проб был выбран Алексей Петренко.

В апреле, когда съемочная группа уже работала в Калининграде, из Ленинграда пришло сообщение, что худсовет студии требует заменить Юрия Никулина на другого актёра — на «Ленфильме» успели посмотреть отснятый материал. По словам Германа: «Они, эти специалисты из Госкино, объявили: „Это не советский писатель, а какой-то алкаш. Это порочит наши устои!“ Требовали, чтобы я снял Никулина с картины сам. Пообещали: иначе (я цитирую) „мы вобьем вам в спину осиновый кол, и вы никогда не будете работать в искусстве. Слово коммунистов“. (…) Симонов пришел в ярость, узнав о происходящем, он орал этим цэкистам: „Это я придумал Лопатина, он из моей головы! Вы решайте, какой у вас будет Жданов. А мне оставьте Никулина. Не трогайте Германа, оставьте его в покое!“ Симонов был членом ЦК, и его послушались»

--------------------------------------------------------------------------

Надеюсь, Вам понравилась статья о наших любимых фильмах о войне.

Подписывайтесь на мой канал, если понравилось - ставьте лайк.