1. B. Chambers "A long way to a small, angry planet"
Для комфортных путешествий обитателей Млечного Пути между планетами и системами была создана система кротовых нор. Но для каждого маршрута должен быть первопроходец, который соединит две точки Вселенной одним тунеллем - именно этим занимается "Wayfarer". Корабль путешествует по галактике и открывает новые пути, которыми потом смогут пользоваться остальные судна - что-то вроде строительства БАМа галактических масштабов.
Экипаж "Wayfarer" совсем небольшой - всего восемь членов, каждый со своей историей, прошлым и очень своеобразным характером.
На корабле появляется новенькая - 23-летняя Розмари с Марса, которую взяли заниматься бумажной работой. Но оказалось, что у девушки довольно интересное прошлое - которое, конечно же, придёт сводить счеты. Только вот разбираться с ним она будет уже не одна - а вместе со своей новой семьей.
Космоопера! Межрасовая команда космического корабля, интриги, дружба, вражда, тайны и скелеты в шкафах! Ну вы же понимаете, что фанату Mass Effect такое - как бальзам на душу. Читать про посиделки после сложных миссий, про посещения новых планет, встречи с расами инопланетян - это всё настолько затягивает, что, во-первых, отложить книжку очень сложно, а во-вторых хочется посреди карантина немедленно пойти и установить первую часть Масыфекта и начать прогулки по планетам (не могу, одна из лучших, не то что игр - в принципе, произведений эвер. Кто общался со мной в 2010-2012 знают, как я любила свою Шепард и сколько хэдканонов у меня о ней было. А их романс с Кайденом - ох, до сих пор при прослушивании Cosmic Love от Florence + The machine ломает).
Хм, ну так о чем я. Книга, да.
Писать объективную оценку на такой жанр мне сложно - сама концепция вызывает у меня детский восторг, так что я готова простить все сюжетные дыры и недостатки. Все мы люди, и я ни разу не критик, а человек, который читает книжки для своего удовольствия - и готов хвалить то, что нравится. Так что не ожидайте от этой книги красивого языка, или витиеватых метафор - но если вы такой же фанат историй типа "команда корабля против страшной угрозы, ах да, еще тут про дружбу и любовь", то вам тоже зайдет.
Небольшой спойлер, но я не могу удержаться, чтобы кинуть еще одну удочку фанатам МЕ - тут есть романтическая линия между человеком (которого зовут ДЖенкс) и AI корабля. Нувыпонели. А еще один вид инопланетян очень напоминает азари - чувственные, сводящие людей с ума - и у капитана корабля как раз роман с одной из них. Если вас еще не настигла жуткая ностальгия, то вы не зачищали корабль от гетов в час ночи.
Теперь немного дёгтя. Общего сюжета, как такового нет - книга чем-то напоминает сериал, в небольшой повести уместилось примерно 10 небольших эпизодов, каждый со своим главным героем. Только вот общий минус у них в том, что остросюжетных линий здесь нет - в каждом новом эпизоде мы узнаем о новой расе, посещаем новое общество со своими устоями и, в общем-то... всё.
Авторка - явный левак, многие инопланетяне используют гендерно-нейтральные местоимения, кто-то говорит "мои папы", кто-то меняет пол в течение жизни - в общем, вся палитра Тамблера в экипаже. Прекрасно понимаю, что кого-то это оттолкнет; мне-то норм (с), только вот немного смущала слишком сильная концентрация всего этого и, как следствие, некая искусственность происходящего. Здесь у нас и гендерные вопросы, и сексуальная ориентация, и проблема выбора пола\личности\семьи, и - о, вам об этом много раз напомнят - МЕСТОИМЕНИЯ. Только начнешь вливаться в повествование, как на тебя выливается очередная гендерная политика какой-то расы, и ты думаешь: "Ок, ок, я понял, не буду никого мисгендерить, дайте мне про космос почитать!".
Разговаривают персонажи часто, как мета-посты на Тамблере - например, один выдает речь, что если ты выбрал себе имя/пол, то именно они и будут настоящими. Вот такие вставки-приветы из 2015-ого очень мешали нормальному погружению в атмосферу (ха-ха, pun intended). Все оказываются чрезвычайно понимающими, расписывают, как важно быть верным себе, как важно уважать чужие границы, чужую культуру, сколько разных "нормальностей" существует во Вселенной. Вы знаете, что я сама сторонница всех этих идей, но когда они в такой концентрации, более того, абсолютно вымещают какой бы то ни было сюжет, это уже чересчур даже для такого тамблер-ветерана, как я.
Если вы скучаете по Mass Effect - обязательно к прочтению хотя бы потому, что очень напомнит атмосферу игры. Если для вас в сай-фае\космоопере главное - конфликт или научное обоснование - это точно не сюда. И абсолютно точно противопоказано любому, кто не может прочитать хотя бы один SJW-пост. Их не обязательно любить, чтобы прочитать книгу, но если вас они раздражают - книжку вы запустите в ту же стратосферу, в которой летает Wayfarer.
2. B. Chambers "A Close and Common Orbit"
Несмотря на мой отнюдь невосторженный отзыв на первую часть, я всё же решила прочитать вторую, хотя бы потому что именно она была призером нескольких литературных наград. Ну и плюс, я надеялась, что все свои политические высказывания автор выложила в первой части, и здесь будет больше того, что мне очень даже нравилось - космооперы, разведки планет, колоритных персонажей и интересных отношений между ними.
Вторая новелла еще короче первой, и сосредотачивается на двух героях - AI и человек. Рассказ от лица AI идет в настоящем - она получила собственное тело, и учится жить не только как компьютерная программа, но еще и как член общества и отдельная единица - со всеми плюшками и проблемами.
Второй персонаж - Джейн - это 10-летняя девочка, та же героиня присутствует и в ветке AI, но уже взрослым человеком. А в линии прошлого мы узнаем о ее детстве - она выросла на "ферме клонов", сбежала оттуда и заново познавала мир (Джек из МЕ2? Anyone?).
Тут снова много диалогов в стиле мотивационных постов на тамблере - хотя вроде фоном появляются отрицательные персонажи, они почти не играют роли в сюжете, и все "говорящие" герои полны любви к миру, и готовы очень долго говорить, какие мы все уникальные и прекрасные. И даже очень интересный конфликт, который назревает в середине книги, и который меня честно заинтересовал, оказался разрешен буквально за 20 страниц.
Кажется, автор прислушалась к критике (которая неизбежно была) первой части - здесь повестки дня SJW гораздо меньше, но всё равно большинство персонажей как будто пишут ведут мотивационные блоги вечерами, потому что 90% диалогов про то, что ты прекрасен таким, какой есть, и вообще, давайте возьмемся за руки и помедитируем все вместе. У Чэмберс получаются прекрасные новые расы, действительно интересно читать об обществах, которые она создает, но конфликт она не умеет писать от слова совсем, поэтому обе повести - скорее описательные, про очень пёструю галактику, со множеством рас, устоев и культур. Мне зашло, но маркетинг произведений как "сай-фай" неправильный в корне, потому что от сай-фая ожидают совсем другого уровня проработки мира, научной подоплеки и КОНФЛИКТА. В конце книги появляется какая-никакая кульминация, действие и даже СТАВКИ (ну то есть, герои рискуют чем-то большим, чем обидка собеседника), но это занимает буквально последние 40 страниц. Но хотя бы по этому можно судить, что автор писать интересные линии умеет, и может, хоть в третьей части устанет от постоянного морализаторства и перейдет уже к настоящему сай-фай приключению.
Сужение повествования до двух персонажей (напомню, в первой части их было около восьми) тоже пошло на пользу повести - успеваешь привыкнуть к героям и начать сопереживать им. К концу прочтения я осознала, что мне _действительно_ интересно, что же случится с Сидрой и Джейн в конце (хотя концовка второй приводит к началу первой истории).
Эту повесть можно читать как stand-alone - там есть лишь несколько отсылок к прошлой части, которые даже без прочтения первой довольно легко понять. Так что если "The Long Way..." я опасаюсь рекомендовать, то "...Orbit" всё-таки посоветую любителям простеньких адвенча - повесть совсем недлинная, как раз хватит на поездку или перелет (если они будут в обозримом будущем).
3. Ю. Арабов "Cтолкновение с бабочкой"
Совершенно случайно я прочитала две "исторические" книги подряд, где действие происходит в России ХХ века.
"Столкновение с бабочкой" - небольшая повесть, опубликованная в журнале (редкость для 21 века), которая рассказывает о событиях альтернативного 1917-го года от лица главных участников - Николай II и Ленин. Вся история - это вольное осмысление автором событий того времени и предположение "а если бы", и главное здесь - это не история и не политика, а человеческие отношения, пороки и чувства людей, оказавшихся в центре такого вихря событий.
Самое забавное, о том, что это книга об альтернативной истории я догадалась только спустя несколько глав после того, как действие книги разошлось с историей настоящей. Вот как давно я последний раз освежала все эти даты и имена в памяти - кажется, звоночек, что пора повторить.
Но для меня даже не столь важно было, насколько повесть близка к возможному развитию событий, где Николай II не отрекается от престола. Для меня главной мыслью было то, что историю делают такие же люди, как и мы с вами.
Мне, если честно, тяжеловато читать книгу, где главными героями являются известные исторические личности - сразу не веришь в написанное, потому что "Ну откуда автор мог знать, что творится у них в голове?". И, такое ощущение, что автор предвидел, что именно этот вопрос будет задаваться читателями, потому что повесть написана до предела "интимно" - мы здесь видим, как Николай сбегает на войну от жены, или как Ленин комплексует по поводу низкого роста или того, что его не слышно с броневика. Крупный план настолько крупный, что мы можем рассмотреть поры на коже, и от этого говоришь себе: "Это всего лишь выдумка", и успокаиваешься, не ищешь и не требуешь исторической точности.
Неприятными кажутся абсолютно все участники действия - возможно, именно на такой эффект рассчитывал автор. Каждый рисуется таким мелочным, абсолютно плевавшим на народ и на будущее страны - всё, что их интересует, это личная выгода и имидж на политической сцене. Решения принимаются от балды, обмен городами и перекрой границ происходят по итогам игры в бильярд, а то, что издалека кажется хитрой политической провокацией, вблизи становится просто ошибкой по незнанию. А еще "великие" уставали, хотели спать, скучали на собраниях и мечтали о лучшей жизни - совсем не то, о чем мы задумываемся, читая исторические хроники, правда?
Этакая ода абсурду и тому, насколько человеческое настроение и случай могут решать ход истории.
Отлично убивает культ личности для исторических фигур. Поневоле задумываешься, что все, о ком мы читали в учебниках истории, тоже были просто людьми, ошибались, любили, завидовали и совершали глупые ошибки. А если можно им, то почему нельзя тебе?