Найти тему
kin0guru

Прометей (США, 2012)

Пропащая экспедиция

Сегодня на нашей прокуренной пятничной кинокухне снова обсуждаются ключевые вопросы Мироздания: куда делась вся водка и как возникла жизнь на Земле? И откуда в головах отдельных её представителей (тоже прошедших долгий путь эволюции) берется всякая чушь?

Роман Ужасов: После просмотра «Прометея» Ридли Скотта пронзило меня острое чувство ностальгии. Не потому, что я сильно скучал по Чужим, или там по телевизорам с вечно сбитой настройкой в видеосалонах моего отрочества. Другое вспомнилось. Вспомнилось, как один мой школьный друг в далекие 80ые годы, любил на ходу сочинять «страшные истории». И больше всего нравилось ему почему-то про экспедиции, которые куда-то там добирались-добирались, да так и не добрались. А я слушать любил. Начиналась любая история всегда одинаково: «Хопа, одна экспедиция приехала (в тайгу, в горы, в пещеры, в пампасы, место варьировалось раз от раза, и особенной роли в дальнейшем повествовании не играло). Десять человек…» Количество человек обязательно было где-то около десяти, чтобы было, где развернутся. Дальше скупыми, но емкими фразами рассказывалось о судьбе несчастной экспедиции. А судьба, надо сказать, всегда была незавидной. Как правило, не выживал никто. В тайге к делу истребления подключались тигры, рыси и медведи. В горах – обвалы и лавины. Ну а в пещеры, это как сами понимаете – наихудший был вариант, тут тебе и лавины и обвалы, и медведи (пещерные, естественно) и какая-нибудь неведомая херня в качестве эпилога. Собственно для того и отправлялись они в путь человек по десять. Отправили бы одного – ну и что? Первая же трещина или лавина и все – тут и сказке конец…

-2

Думаю, если бы не вечная тройка по английскому, вполне бы мог сейчас Серега писать сценарии для Голливуда. По-крайней мере сценарий нашумевшего в головах фанатов фильма «Прометей» аккурат укладывается в описанный канон. Хопа, одна экспедиция прилетела, а далее по тексту. Одного укусила марсианская гадюка и он, значить, вскорости помер. Другого залили кислотой, от которой скафандр высшей (а на деле, весьма средней) защиты растворился, словно сахарный. Еще одного заразили инопланетянским вирусом, от которого в глазах заводятся червячки, а потом бедолагу вместе с червячками зажарили из огнемета. Огнемет вообще - лучшее оружие в космосе, вы не находите, коллега? Вот и я не нахожу. Один из них утоп, ему сковали гроб.

Вообще, типов, обозначенных в этом кине, как ученых, не то, что в глубокий космос, их даже на хутор бабочек ловить посылать опасно. Ибо они в таком глубоком неадеквате, что того и гляди друг друга нафиг сачками поубивают! Один чуть что шлем с дурной головы сымает, другой орет, что он геолог и ему нужны деньги, третий типа биолог, но совершенно не понятно, как он с таким багажом знаний и рефлексом пихать свои грабли во всякую непонятную биомассу, хотя бы до старших курсов колледжа живым дотянул. В общем, и без того слабо продуманная организация полевых работ, разваливается буквально на глазах.

-3

«…Икспедисия, называется…»: как говаривал старый мудрый чукча из бородатого анекдота. Особенно позабавило, как они на вторые сутки про инфекции вспомнили. Может тут, конечно глубокий подтекст: типа в будущем наступило полное торжество политкорректности, у дебилов теперь есть своя академия Наук, и это какие-то «альтернативные» ученые?

Но и Создатели не лучше, и которые фильма создатели, и которые в контексте сценария. С заглавной буквы. Один Создатель с дверью не справился и башку себе нафиг снес. Другой спросоня не разобравшись, проорал что-то типа: «Меня будить!» да и поубивал всех, кто под руку попался. Хотя своя логика в этом есть. Сами придурочные, и человечество создали по своему образу и подобию.

Все натяжки сценария «Прометея» и его липовую философию, честное слово, даже ругать как-то скучно. Наверное, основная беда фильма это то, что в него, хотя и понапихано разного, тем не менее, как-то всего мало. Для любителя НФ мало НФ, для любителя триллера – мало триллера. Для любителей сюжета, мало смысла во всей этой истории с Создателями, звездными Знаками и старыми пердунами, невесть зачем разбуженными, когда только-только стало понятно, что все валится в тартарары. Особых визуальных красот, и то как-то немного. Зачем там 3д, тоже не ясно. Два часа смотреть на объемные камни? Увольте. Вторые-третьи и т.д. части
(сколько их там ещё будет), о необходимости которых так долго говорили фанаты франшизы про Чужого, смотреть нет желания. Ну их, совсем.

-4

Альберт Магнус: Командир корабля одним из немногих кажется вменяемым, но зачем он потом всё же лезет в пекло, когда ему по должности положено сначала доставить экспедицию на место, а потом отвезти обратно на Землю. Самопожертвование в духе камикадзе - это вещь нужная, но если бы его ухайдокали вместе с прочими гораздо раньше? Кто б рулил? На его напарников-хипстеров явно никакой надежды. Мотивы андроида и вовсе до меня не дошли - это он так взбунтовался против людей, как своих создателей?

Впрочем, все эти нарекания очевидны: "сценарист Дэймон Линделоф, вначале защищавший своё детище, и утверждавший, что все нестыковки являются частью его идеи сделать фильм загадочным, в итоге признал, что подвёл поклонников. Он объяснил все недоработки сценария крайне сжатыми сроками, выделенными ему для его переработки". Детский сад - честное слово! А Ридли Скотта всё это устроило. Ему явно важнее была не выстроить сюжет, а акцентироваться на религиозных переживаниях главной героини. Недаром он вскоре еще и библейский "Исход" экранизировал.

Аттракцион в жанре фантастического хоррора - единственное, что достойно хоть какого-то внимания. Только за это от меня итоговая "троечка".

(3/5) Итоговая оценка от Kinoguru

Обзоры зарубежной кинофантастики на канале kin0guru: