Здравствуйте, уважаемые читатели!
Сегодняшней статьей я подвожу итог цикла статей о рекомендованном составителями КИМов ЕГЭ по химии списке задач. Напомню, что этот список, состоящий из 12 задач, был предложен для самостоятельного решения на вебинаре от Химического факультета МГУ - " Актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ по химии-2020" (авторы - члены КР КИМ ЕГЭ по химии к.х.н. Свириденкова Н.В, к.х.н. Стаханова С.В.).
Рассмотрев эти 12 задач, я решила проанализировать их особенности и, на основании этого, смоделировать вероятное содержание 34 задачи ЕГЭ по химии-2020. Сразу хочу отметить, что отношусь к этому своему намерению в высшей степени несерьезно. Прекрасно осознаю, что результат моего анализа будет бесконечно далек от реального выбора уважаемых составителей КИМов. Тем не менее, мне стало интересно, какие общие особенности можно выделить у этих 12 задач (выбранных из 1351 задачи сборника "Начала химии. т.1, 2" Кузьменко и соавт. )
Итак, начинаем:.
1. Способ выражения количественных характеристик раствора:
а)В первой задаче состав смеси задан в виде соотношения атомов.
Подобный подход ни разу не реализовывался в реальных КИМах.
б)В 5 задачах из 12 (42%) дан (или необходимо найти) объем раствора.
Необходимо отметить, что в реальных 34 задачах 2019 и 2018 гг задавалась только масса раствора. В 2017 году попадались задачи на объемы растворов.
в) В 1 задаче из 12- концентрация раствора задана молярностью (моль/л).
До сих пор молярность в реальных ЕГЭ не использовалась
2. Химизм задач:
а) в среднем, в одной задаче используется 3 реакции (минимум - 1 реакция, максимум - 5 реакций). В основном - ОВР.
Нужно отметить,что химическая насыщенность 34 задачи в последние годы была примерно такая же.
б) неполное протекание реакции- в 5 задачах из 12 (42%)
в) Наконец- то появилась долгожданная "пластинка"
3. Математический подход к решению задач:
практически все задачи решены с введением одной или двух переменных, в последнем случае - через системы уравнений.
На основании вышеизложенных соображений попытаюсь представить один из возможных вариантов реальной 34 задачи:
Смесь фосфата кальция, оксида кремния и углерода, взятую в стехиометрическом соотношении, прокалили. Газы сконденсировали. Образовавшееся твердое вещество сожгли в избытке кислорода. Оксид добавляли к воде до образования твердого вещества. Полученный продукт смешали с ... мл раствора КОН (плотность..., концентрация...). Найти состав исходной смеси и полученного раствора, если в нем на 1 атом фосфора приходится ... атомов кислорода.
В заключение хочу отметить, что данный прогноз потенциального содержания одного из самых сложных заданий ЕГЭ по химии, естественно, абсолютно нестрогий. Я и сама отношусь к нему крайне иронично, хотя и подозреваю, что доля истины в нем есть.
Всего доброго!