(Mei Gong he xing dong, 2016, Гонконг)
Забавно всё же китайцы понимают модный голливудский тренд "Кино, основанное на реальных событиях".
Вот стряслась у них в 2011-м трагедия: какие-то лютые наркоторговцы расстреляли на Меконге 13 китайских речников, плывших на двух грузовых судах. Дело усугубилось тем, что случилось это на границе Мьянмы и Таиланда, поэтому скандал принял международный оборот. И заполучил далеко идущие последствия, включая войну против тамошних наркобаронов.
Короче говоря, тема для экранизации тех громких событий напрашивалась без подсказки. Случись подобное в Америке, Голливуд посвятил бы этому суровую криминально-политическую драму с претензиями на Оскар. И как минимум один телесериал в придачу. Китайские и гонконгские кинотворцы мимо такого шанса тоже не прошли. Можно сказать, сработали почти по горячим следам. Вот только...
...Вот только слова "реализм" и "правдоподобие" в словаре режиссёра Данте Лама, кажись, отсутствовали начисто. И даже заполучив в свои неугомонные руки историческую правду, он, ничуть не парясь по этому поводу, достал грубый напильник и выточил из "Операции "Меконг"" классический гонконгский экшен. Разумеется, про спецназ, ибо кто ещё мог тут заинтересовать создателя приснопамятного "Снайпера" (2009)? Уж точно не многострадальные жертвы речного пиратства и чиновники, ведущие дипломатические переговоры.
И что в итоге? Будете смеяться, но, казалось бы, спорная творческая стратегия Данте угодила не в бровь а в глаз.
Неведомо, как воспринял бы зритель сугубо реалистичную драму о той меконгской бойне, но на чистокровный боевик "с приветом Джону Ву и Майклу Бэю" он ломанулся толпами. И окупил 30-миллионную ($) картину Лама в мировом прокате почти семикратно. После чего обвинять Данте в искажении и приукрашивании фактов стало как-то и неудобно. Тем более, ведь завязку и финал он нарисовал "согласно протоколу", а каким маршрутом и на каком допинге его герои бежали к цели... Ай, да не всё ли нам равно, если реальные "спецназёрские" имена их прототипов так или иначе засекречены?
Сюжет...
Ну, если вам доводилось играть в олдскульные военные шутеры из серии Delta Force или Ghost Recon, то вы таки удивитесь - даже для них в своё время писали более сложные сценарии. Тогда как в "Операции "Меконг" после десятиминутного вступления и до финального "подытоживания" мы наблюдаем безостановочную охоту сначала на криминальных шестёрок, а затем на промежуточных боссов. Каждый из которых выведет героев на босса повыше, тот - на ещё более высокого и так далее, пока они не доберутся до главного мерзопакостника. Засим всё, никаких ответвлений и "вот-это-поворотов". Даже семьи героев и те останутся далеко за кадром - или, точнее, лишь на экранах их смартфонов.
А теперь добрые новости: зато экшена тут полным полно, на любой вкус, цвет и разрушаемость декораций. Одна финальная битва этой двухчасовой картины идёт без перерыва, считай, полчаса, а их здесь не меньше полудюжины. И каждая - далеко не стычка в подворотне, а многоплановое действо с погонями, перестрелками, мордобитием и пиротехникой.
Причём, как это обычно бывает в Гонконге, за 30 миллионов Лам снял кино на уровне голливудского боевика стоимостью под "сотку лямов". С той лишь разницей, что здесь нет привычных нам, звездных физиономий. А те, что есть, знакомы разве только фанатам азиатского кино, разбирающимся, кто там нынче есть кто.
***
В общем, типичная стрельбуче-взрывучая "гонконгщина". Чьё главное и единственное достоинство - форсированная плотность и разнообразие экшена, не дающего вам расслабиться и отвлекаться на поиск сюжетных "косяков" и нелогичностей.
Конечно, ценителям высокого киноискусства такое не порекомендуешь - откачивай их потом от передозировки желчи, - зато поклонники боевикового олдскула явно будут в восторге. Да, собственно, о чём речь - ни на кого другого кроме них "Операция "Меконг"" и не ориентирована.
Фильм целиком на YouTube (озвучка, правда, так себе):