Многие брошенные в воде корабли так и остаются ждать своей участи. Некоторые из них затонули в военное время, другие же просто оставили на произвол судьбы и они теперь бесхозно стоят у берегов. Рассказываем о десяти таких судах.
Корабль, который затонул с картинами для Эрмитажа
Парусник «Фрау Мария» потерпел крушение в 1771 году около Аландских островов, которые находятся в составе Финляндии. Корабль доставлял из Голландии в Санкт-Петербург произведения искусства, приобретённые Екатериной II для Эрмитажа и Царского Села. Причиной крушения стал шторм, из-за которого судно налетело на скалу и стало медленно тонуть. Экипаж успел спастись.
Обнаружил корабль в 1999 году финский ныряльщик. Парусник лежит в Балтийском море на глубине 41 метра, но до сих пор остаётся неподнятым. Россия и Финляндия не могут договориться о принадлежности коллекции.
Заброшенный круизный лайнер
Этот корабль построили в 1902 году в Уилмингтоне. Он предназначался для патрулирования прибрежных вод Атлантического океана. В течение следующих лет судно не раз меняло хозяев. Оно эксплуатировалось во время Первой и Второй мировой войны. В послевоенное время корабль около 40 лет использовали как круизный лайнер и возили на нём туристов. В 1984 году судно обнаружили в реке Огайо около города Лоуренсбург. Как яхта оказалась в этом месте, неизвестно.
Сказочный «Плавающий лес»
Корабль SS Ayrfield построили в 1911 году. Его использовало правительство Австралии для перевозки припасов американцам во время Второй мировой войны. Почти через 40 лет судно продали сиднейской компании по перевозке угля. В 1972 году его отправили на вечную стоянку в сиднейский залив Homebush Bay. Там корабль находится до сих пор.
За время своего простоя корабль оброс мангровыми деревьями, из-за чего и получил второе название «Плавающий лес». Сегодня это одно из любимых мест фотографов, которые приезжают сюда со всего мира ради завораживающих кадров.
«Титаник» — фантастический гигант
Британский пароход «Титаник» строился с 1909 по 1912 год. В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года потерпел крушение в северной Атлантике, столкнувшись с айсбергом. Обломки корабля покоятся на глубине почти четырёх тысяч метров. Впервые их обнаружили в 1985 году.
В 2019 году дайверы спустились к судну впервые за 15 лет и обнаружили, что некоторые обломки лайнера полностью разложились. Например, известной среди исследователей «Титаника» капитанской ванны больше нет. Причиной тому стали сильные течения, соль и микроорганизмы, разъедающие металл. С годами ситуация будет только ухудшаться.
Лайнер, который должен был стать пятизвёздочным отелем
Корабль SS America, также известный как «Звезда Америки», построили в 1938 году для судоходной компании United States Lines. Он участвовал во Второй мировой войне. За годы существования судно не раз меняло хозяев и использовалось как круизный лайнер и отель.
В 1993 году корабль снова продали, чтобы сделать из него пятизвёздочный отель в Пхукете. Однако годом позже «Звезда Америки» попала в шторм и села на мель возле Канарских островов. За время судебных разбирательств судно разломилось на две части. С годами оно разрушалось по частям и к 2007 году большую часть старинного корабля смыло в океан. Сейчас на поверхности не видно ни одного обломка, все они рассеяны под водой.
«Тистлегорм» — популярное место у дайверов
Британский сухогруз «Тистлегорм» построили в 1940 году в Сандерленде. Через год немецкая авиация потопила его в Красном море. Впервые судно обнаружила команда исследователя Жака Ива Кусто, в 1955 году. Кусто поднял с корабля несколько вещей, в том числе мотоцикл и капитанский сейф. После того, как в 1993 году про судно сняли документальный фильм, это место стало одним из самых популярных для погружений дайверов.
Корабль XVIII века, который до сих пор собирают по частям
Этот корабль спустили на воду в 1779 году. Но стал известен он благодаря операции в 1790-м, когда судно отправили на поиски парусника Bounty, захваченного мятежниками. Из них удалось найти 14 человек. В 1791 году Pandora села на внешнюю кромку Большого Барьерного рифа. На следующий день корабль затонул и унёс жизни 35 человек.
Место крушения судна обнаружили в 1977 году. К раскопкам приступили археологи Музея Квинсленда, которые собирали корабль по частям. На данный момент раскопана примерно одна треть покрывающих пород, в которых находятся обломки. Остаётся раскопать ещё около 350 кубических метров, но на это требуется большое количество денег. По финансовым причинам работать на этом объекте в ближайшее время не планируется.
Королевский Stirling Castle
Корабль Stirling Castle, построенный в 1679 году, был кораблём линии английского королевского флота. В 1703 году он сел на мель Гудвина в десяти километрах от города Дил. Его обнаружили в 1979-м местные дайверы. Артефакты, поднятые со дна, передали в музей Ramsgate Maritime.
Судно поднялось на поверхность в 1998-м. К тому времени песок разрушил кормовую часть корабля. В 2002 году специалисты извлекли из воды деревянную балку, которая могла быть частью штурвала судна. Место затопления корабля охраняется.
Единственный сохранившийся парусник XVII века
Шведский боевой корабль Vasa спустили на воду летом 1628 года. Но во время плавания он опрокинулся и затонул рядом с островом Бекхольмен. В течение нескольких веков судно пытались поднять со дна. В XVII веке с корабля достали 53 пушки, ещё одну нашли спустя почти 20 лет. После этого к судну утратили интерес.
«Ваза» пролежала под водой 333 года, пока её не подняли на поверхность в 1961 году. Корабль отреставрировали, и сейчас он выставляется в специально созданном для него музее. Также здесь хранятся останки членов экипажа, обнаруженные при раскопках. «Ваза» является единственным в мире сохранившимся парусным кораблём начала XVII века.
Судно, которое поднимали со дна больше 400 лет
Военный корабль Mary Rose был введён в эксплуатацию при короле Генрихе VIII. Спущенный на воду в 1511 году, он использовался во многих битвах против Франции, Италии и Шотландии, а в 1545 году затонул во время битвы с французами. В последующие 20 лет судно пытались поднять со дна, но технологии того времени этого не позволяли, поэтому извлекли только часть пушек.
В 1836 году рыбаки обнаружили место затопления корабля. Тогда удалось вытащить на поверхность обрывки ткани, луки, керамическую посуду и несколько человеческих черепов. Позже это место оставили, так как думали, что больше ничего найти не удастся. К 1982 году со дна пролива подняли большую часть корабельных останков. Сегодня они выставлены в портсмутском порту в музее «Мэри Роуз».
Хочешь получить бонусные рубли на покупку авиабилетов?
Мы спрятали 10 промокодов на страницах нашего сайта ;)