Найти тему

"Сита и Рама". 24-25 серии. Враг у порога

Царь Дашаратха с женами самолично является в беседку, где Васиштха беседует с принцем. Сумитра смотрит на Раму, кажется, ища в нем черты Вишну. Гуру соглашается посетить дворец, но прежде намерен переговорить с царем наедине.

В Митхиле снова гость, хоть и без такого шума да грома, как в прошлый раз. Приехал риши Вишвамитра. Кажется, с Джанакой они знакомы. Принимают мудреца с величайшим почетом (царь с царицей сами омывают его стопы). Вишвамитра отзывается о Джанаке крайне лестно, как о царе, который умудрился совместить несовместимое -- править царством, одновременно живя в отречении. А приехал он, как водится, увидеть главную достопримечательность Митхилы: Ситу. Как и Парашурама до этого, при взгляде на девочку он видит за ее земным обликом многорукую Богиню в сиянии. Вишвамитра благословляет Ситу и ее сестер и приглашает посетить его ашрам. Отпустив царицу с детьми, риши сообщает царю о надвигающейся опасности.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Появился некий враг, совершающий набеги на арийские земли. Необходимо создавать сильную армию. Благочестие благочестием, а главная обязанность царя -- защищать подданных.

В Айодхье Васиштха выговаривает Дашаратхе, что дурно не держать слова. Тут он прав -- дурно, кто ж спорит! Царь оправдывается, ссылаясь на обстоятельства и традиции. Васиштха вновь поминает Харишчандру и намекает, что если Дашаратха станет нарушать клятвы, сыну придется расплатиться за отцовские грехи. Царь мгновенно ломается и готов на что угодно. Васиштха внезапно заявляет, что у Рамы более важная миссия, чем править в Айодхье... словно бы не он в конце предыдущей серии убеждал Раму, что только его воцарение всех спасет.

А, поняла мысль! Тратить Раму на одну Айодхью -- преступление, мала ему Айодхья, как Македония -- Александру. Рама подобен Солнцу, а Солнце нужно всем.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Солнышко Рама тем временем приходит к Кайкейи. Царица, мечущаяся между любовью к приемному сыну и обидой на мужа, не хочет его впускать, отговорившись занятостью. Рама отвечает, что все равно любит ее. Кайкейи плачет за дверью, которую так и не открыла. Зато Мантхара довольна.

Прошло восемь лет...

В Айодхье какой-то праздник. В храме церемония, которой заведует Васиштха. Никак он окончательно поселился в городе в качестве верховного жреца?

О, Дашаратха объяснил, что празднуют. Оказывается, сегодня день рожденья Рамы. Появляется и сам виновник торжества, сильно изменившийся за прошедшие годы.

Кадр из фильма. Взрослый Рама (Ашиш Шарма)
Кадр из фильма. Взрослый Рама (Ашиш Шарма)

Рама приветствует всех присутствующих в храме и совершает поклонение Вишну. Семья поздравляет его, высказывая много теплых слов, причем Сумитра желает ему "дарить любовь тем, кто ему предан, независимо от их заслуг" -- с явным намеком, что знает, кто он такой.

Кайкейи пожелала успехов во всем, за что словила упрек от мужа: мол, что ж так мало желаешь? Рама вступается за мачеху: они с "мамой Кайкейи" понимают друг друга без слов, и цветистые речи не нужны. Последним брата поздравляет Лакшмана. Рама сожалеет лишь о том, что нет Бхараты и Шатругханы, а ему очень хотелось бы их видеть. А как был бы рад сейчас Бхарата!

Дашаратха зовет сына на пир, но Рама медлит, он хочет встретиться с подданными. Царь искренне удивлен: вся же знать в храме, и жрецы, и кшатрии, и богатые вайшьи, кого ж тебе еще надо, сынок? "Всех, кроме тех, кого вы перечислили" -- остроумно отвечает Рама. Тех, кто сейчас славит принца, не ожидая его увидеть. Царь недоумевает, но разве можно Раме в чем-то отказать?

Кадр из фильма
Кадр из фильма

А тем временем по горной дороге процессия брахманов приближается к ашраму Вишвамитры, не подозревая, что сверху, со скал, за ними наблюдают существа, подозрительно смахивающие на индейцев из "Апокалипто" Мэла Гибсона...

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Процессия атакована. Напавшие "индейцы" всячески избивают брахманов, выживших -- вяжут. Похоже, именно эта сцена избиения посетила Вишвамитру в видении восемь лет назад. Если это ракшасы, как подразумевает сюжет, то ничего сверхъестественного в них пока не заметно. Ну, дикари. Живописные и злые. Мало ли мир таких видел? Но идея мне нравится. Ракшасы как аналог мезоамериканских индейцев -- это свежо и ново. А мистика хороша в небольших количествах.

Оп-па, а дикари-то не такие дикие: судя по разговорам, брахманов они намерены увести в рабство. Да здравствует рабовладельческий строй -- светлое будущее первобытного общества! Но цивилизация хороша в умеренных дозах, так что кто не сгодится в рабы -- тех съедят...

Продолжение следует...