Часто на вопрос о популярности попаданческой литературы у русскоязычных читателей даётся следующий ответ. В нашей недавней истории слишком много такого, что хотелось бы изменить. А поскольку в реальности это сделать невозможно, остаётся сублимировать свои желания в текстах. Отчасти это, безусловно, верно. Но книги о попаданцах, предотвращающих Цусиму, Революцию или 22 июня 1941 года — лишь часть от всей массы книг про попаданцев. Даже если добавить попаданцев в более ранние эпохи, которые также помогают хроноаборигенам победить какого-нибудь внешнего или внутреннего врага, ими жанр отнюдь не исчерпывается.
Надо заметить, что немало попаданцев было и в советской литературе, а также кинематографе. Вспомнить хотя бы популярнейшую комедию «Иван Васильевич меняет профессию». Или такие менее известные фильмы, как «Зеркало для героя», детское кино «Шаг с крыши» 1970 года и т.д. В советской фантастике типичным попаданцем был джинн Хоттабыч, попавший из восточной сказки в современный мир. Или Саул Репнин из повести «Попытка к бегству» братьев Стругацких, изданной в 1962 году. Вот только эти попаданцы, если что-то и совершали, то ход истории от их действий практически не менялся. Как правило, такие попаданцы были нужны авторам в основном для демонстрации разницы в мышлении людей разных эпох.
Современные попаданцы, во всяком случае в русскоязычной литературе, задействованы совсем для другого. Типичный попаданец, неважно куда (в прошлое, к эльфам с орками, в мир «Звёздных войн»), обычно является альтер-эго как писателя, так и его читателей. Поскольку попаданец родом из нашего мира, то читателю очень легко представить себя на его месте. Такие тексты дают возможность читателю вообразить, как он реализовал бы своё превосходство в знаниях. Хотя бы только в знании некоторых исторических событий, в момент попадания ещё не произошедших. Или же просто развлечься в мире любимой книги (фильма, компьютерной игры).
Кроме развлекательной, есть ещё одна разновидность попаданческой фантастики, которую можно называть реконструкторской. В этих текстах крайне тщательно показана техника, бытовые реалии, особенности газетной стилистики и прочие мелкие детали того времени, в которое попадает герой. Собственно, сам герой используется лишь для того, чтобы увидеть и описать для читателя все эти подробности. Такие книги напоминают прогулку по музею с аудиогидом. Они дают возможность автору текста продемонстрировать свои знания об описываемом месте и времени. К сожалению, не всегда такие знания совмещаются с литературным талантом.
Другая разновидность книг о попаданцах, также отличающаяся детализацией и насыщенностью технической терминологией — производственные романы. Их суть легко передать фразой: «как я, современный инженер, на месте предков развивал бы…» Далее нужно подставить тематику, которой занимается автор подобного опуса. Это могут быть компьютерные технологии, двигателестроение и даже сельское хозяйство, не суть важно. Для интересующихся тем же, что и автор, подобные тексты иногда представляют интерес.
Иногда попаданческие книги являются своего рода заменителями компьютерных стратегий. Если в реальной истории правители и генералы принимали одни решения, о последствиях которых мы знаем, то что мешает попаданцу вмешаться и изменить ход событий? И такие тексты тоже могут быть неплохими по исполнению, но, к сожалению, слишком часто авторы склонны подыгрывать одной из сторон — той, которой помогает попаданец. Из-за этого моделирование дальнейшей истории в таких книгах вскоре теряет хоть какое-то правдоподобие.
Ну и наконец, в наши дни довольно редко встречающийся случай — попаданец-зритель. Это классика попаданчества, подобными персонажами были и Кандид в книге Вольтера, и простой алайский парень Гаг в «Парне из преисподней» Стругацких. Попаданец оказывается в ином мире, который он всячески рассматривает и исследует, пытаясь понять, как живут аборигены и почему их жизнь устроена именно таким образом. Попаданец такого рода даёт возможность писателю показать либо современность с необычной точки зрения, или напротив, некое утопическое общество, или просто какой-то мир, созданный его воображением.
Подводя итог, можно сказать, что попаданцы могут быть самыми разными. Под общей вывеской «попаданческой литературы» скрывается множество литературных произведений, различающихся по всем параметрам. Поэтому тексты о попаданцах могут оказаться интересными самым разным читателям.