Найти тему
CARGO NEWS

Перевозка зерна как бизнес

Оглавление

Сегодня Россия входит в пятёрку крупнейших экспортёров зерновых культур с мощным внутренним рынком аграрной продукции. Общий объём производства зерна в 2019 году превысил показатель в 138,13 млн. тонн, которые требуют грамотно организованной транспортировки этого стратегически важного товара по всем направлениям. Такие успехи позволяют строить самые оптимистичные прогнозы о продолжении интенсивного развития этой отрасли в ближайшем будущем. В этих условиях перевозка зерна как бизнес рассматривается многими компаниями и частными перевозчиками в качестве самого востребованного направления для обслуживания постоянных хорошо оплачиваемых маршрутов.

Задаваясь вопросом, как заработать на перевозке зерна, необходимо изучить особенности регионального рынка аграрных культур, потому что в нашей стране из-за обширной территории  в различных регионах наблюдаются принципиально разные показатели урожайности. При этом погодные условия играют решающую роль, способную неожиданно вывести на первые позиции северные области, понизив урожайность в южных регионах.

Особенности зернового рынка России

  • Сильная зависимость от погоды и цены энергоносителей.
  • Основной акцент на выращивании пшеницы третьего, четвёртого и пятого класса.
  • Ближайшие конкуренты – Казахстан и Украина (первое место в мире по экспорту ячменя и подсолнечного масла).
  • Необоснованно тяжёлая налоговая нагрузка, которая тормозит развитие отрасли.
  • Наличие большого количества посредников, занимающихся «серыми» схемами по возврату НДС.
  • Основная ставка на перевозку железнодорожным  и автомобильным транспортом.
  • Дефицит современных зерновозов, способных быстро и безопасно перевозить  значительные объёмы сыпучей аграрной продукции.

Стандартная схема, по которой работают крупные экспортёры зерна, включает в себя следующие этапы:

  • закупка зерновых культур у производителей;
  • доставка закупленной продукции зерновозами в крупные элеваторные комплексы;
  • обработка, сортировка и хранение зерна;
  • развоз зерновозами к речным и железнодорожным терминалам;
  • доставка сырья производителю

Таким образом, зерновозы активно используются на всех этапах, что позволяет перевозчикам работать с полной загрузкой, особенно в период сбора урожая. В межсезонье также осуществляется достаточное количество рейсов, связанных с экспортными операциями.

Остаётся одна проблема – где найти заказчиков и как заключить договор на перевозку зерна, который будет учитывать интересы обоих сторон. Об этом мы расскажем в следующих параграфах этой статьи.

Как осуществляется перевозка зерна?

Особенности злаковых культур легли в основу Правил перевозки зерна автотранспортом. Транспортировка такой достаточно капризной продукции должна осуществляться специальным транспортом – зерновозами, которые представлены следующими спецификациями грузовых автомобилей (грузоподъёмностью 10-30 тонн):

  • бортовые;
  • автопоезда;
  • самосвалы;
  • цистерны;
  • контейнерные

При этом должны соблюдаться следующие требования:

  • Если влажность злаковых культур превышает 15%, то перевозка такой продукции в таре запрещается. 
  • В процессе погрузки насыпным методом необходимо обеспечить эффективную трамбовку зерна в местах стыков кузовных платформ с бортами.
  • Перевозка на открытых бортовых зерновозах требует накрытие бурта брезентом.
  • Естественные потери не должны превышать – при транспортировке в таре 0,05 %, и при открытой перевозке – 0,07% от общей массы груза.
  • В целях повышения контроля осуществляется взвешивание загруженного автомобиля перед рейсом и в пункте назначения, а также взвешивание транспортного средства после разгрузки. 
  • Для минимизации потерь зерновозы проходят тщательный технический осмотр перед каждым рейсом. Особый акцент делается на тестировании тормозной и рулевой системы, а также на состоянии кузова, который должен быть чистым и сухим.
  • Все автомобили этой категории в обязательном порядке оснащаются средствами для тушения огня.
  • Если перевозка зерна осуществляется в закрытых кузовах, то в этом случае в кузовном пространстве должна работать эффективная система вентиляции.
  • Транспортировка зерновых требует наличие санитарных разрешений и сертификата качества перевозимой продукции.
  • Основная тара для перевозки зерновых – это сухие мешки из натурального волокна с плотным плетением.

Всегда стоит помнить, что зерно отличается высокой гигроскопичностью, то есть быстро впитывает влагу, что может привести к порче и даже полной гибели продукции. Наличие в зерновых вредных насекомых – ещё один негативный фактор, способный нанести значительный урон грузу в процессе транспортировки и дальнейшего хранения.

В подобных проектах остаётся ещё один важный вопрос - как рассчитать стоимость перевозки зерна, от которой напрямую зависит рентабельность перевозки. Обычно в этой отрасли существуют фиксированные тарифы, которые могут изменяться от сезона к сезону. Как правило, заказчику выставляется счёт, исходя из стоимости перевозки 1 тонны зерна.