Найти тему

Безупречный

Хью Джекман потрясающий актер. Вы же помните его великолепные танцы в рекламе чая «Липтон»? Шучу. Конечно же, главная роль его жизни - Россомаха. Три сольных фильма и одна из основных ролей во франшизе Люди Икс! Ладно-ладно, давайте серьезно. Яйцебородый мужик из Муви 43. Признайтесь, это же первый образ, который вы вспоминаете, когда слышите имя Хью Джекмана.

Разнообразие ролей поражает воображение.
Разнообразие ролей поражает воображение.

За свою уже довольно продолжительную карьеру (более 20 лет) он сыграл множество образов: обаятельные герои, обаятельные негодяи, обаятельные неудачники, обаятельные каторжники, обаятельные убийцы. One man charisma machine в общем.

Хочется сравнить Хью с Олимпийскими играми: с каждым фильмом он не только не теряет в своей привлекательности, как и тысячу лет назад, когда ты его впервые увидел в Людях Икс (или «Кейт и Лео» -  для меня это был первый фильм с участием Джекмана), но и становится только лучше.
Хочется сравнить Хью с Олимпийскими играми: с каждым фильмом он не только не теряет в своей привлекательности, как и тысячу лет назад, когда ты его впервые увидел в Людях Икс (или «Кейт и Лео» - для меня это был первый фильм с участием Джекмана), но и становится только лучше.

Фильм "Безупречный" не стал исключением.

Осторожно, в тексте могут быть спойлеры.

Безупречный это до боли родная, местами даже кажется, что это совершенно русская картина, о крупных хищениях в одной государственной школе.

Фрэнк Тассонэ эрудированный, уважаемый директор школьного округа Рослин, расположенного в элитном районе Лонг Айленда и входящего в список 10 лучших в США, оказался в очень неловкой, грозящей превратиться во всеобщий позор, ситуации. По нелепой случайности всплыл факт хищения 250 000 долларов помощницей Тассоне - Памелой Глакин - она покрывала расходы на личные нужды, подделывая чеки...

Впрочем, одним инцидентом история не заканчивается. Заставить родителей скинуться на ремонт и купить шторы в класс? Я вас умоляю! Одиннадцать. Миллионов. Долларов. Это общая сумма средств, похищенных из школьного бюджета.

Завязка фильма настолько проста и прямолинейна, что содержание его развязки (для тех, конечно, кто не знаком с историей Фрэнка Тассоне) совершенно предсказуемо. Вообще предсказуемость это характерная черта Безупречного. Если вы хотите острых сюжетных поворотов, неожиданных развязок, впечатляющих спецэффектов - всего того, чем обычно заманивает Голливуд зрителя на сеанс, лучше пропустите Безупречного мимо.

Да, Фрэнк и Памела воры. Спойлер: да, они сядут. Все просто.

Но главное для авторов фильма вовсе не сюжетные твисты или миллионы долларов, спущенные на зеленый экран. Главное - честный разговор со зрителем о глубокой проблеме, главное - выразить ненавязчивое мнение, с которым зритель имеет полное право не согласиться.

Это фильм не только и не столько о мошенниках или хищениях, его и байопиком-то назвать можно с натяжкой. Это фильм, скорее, о толерантности общества к проблеме коррупции в целом, проблеме, которая рождена не столько преступным сознанием полностью сгнивших в моральном плане людей, а полным безразличием системы к фигуре человека в целом. Этот тонкий подтекст улавливается не сразу и ошибочно может быть принят за попытку оправдать главных героев.

Не дать себя обмануть помогут мелкие, на первый взгляд, детали щедро разбросанные авторами по ходу повествования.

Обратите внимание на потолок. Исключительное внимание к мелким деталям - отличительная особенность фильма. Каждая деталь в кадре не случайна. Они ненавязчиво создают настроение фильма...
Обратите внимание на потолок. Исключительное внимание к мелким деталям - отличительная особенность фильма. Каждая деталь в кадре не случайна. Они ненавязчиво создают настроение фильма...

 ...служат отличной метафорой происходящему на экране...
...служат отличной метафорой происходящему на экране...

...и получают свое разрешение, как и любой другой конфликт, заложенный в фильме.
...и получают свое разрешение, как и любой другой конфликт, заложенный в фильме.

Детали не возникают в кадре, как рояль в кустах, они вполне закономерны и работают исключительно на пользу зрительному восприятию.

Прогнившие потолки это не метафора единичного случая наплевательского отношения руководства школьного округа на состояние учебных заведений. Это метафора системы, которая всячески поощряет новые масштабные проекты, как символы собственного величия, но абсолютно безразлична к условиям жизни. И эта особенность удивительным образом сближает, казалось бы, столь разных россиянцев и американ.

Впрочем, гораздо большего внимания в фильме заслуживают актерские работы.

Эллисон Дженни, Джеральдин Вишванатан, Рэй Романо потрясающе органично смотрятся в своих ролях, кажется, что это люди, которые вполне могут быть твоими соседями, сослуживцами, начальниками. Вы каждый день (за исключением самоизоляции, конечно) видите таких на улице, в очереди в супермаркете, в пробках...

И снова в этом помогают детали. Детали личной жизни, отношения с окружающими, внутренние сомнения и противоречия, все это очень точно и аккуратно показано зрителю.

Но. Настоящая звезда фильма - Хью Джекман, безупречно обычный человек, который пришел к тому, что стал воспринимать коррупцию в собственном поведении, как норму, не растеряв при этом прекрасных человеческих качеств. Он искренне чуток, внимателен, учтив, действительно, не наигранно добр к окружающим, готов помогать ученикам и наставлять их на правильный жизненный путь. Фальшь в поведении Фрэнка чувствуется только тогда, когда речь заходит о воровстве. И эту деталь Хью Джекман тоже играет блестяще.

Эта сцена  своеобразный таймер к бомбе замедленного действия. Помните, я говорил, что нельзя дать обмануть себя: авторы не пытаются оправдать героев фильма. Фрэнк вовсе не оступившийся ангел, измена для него - обычное дело.
Эта сцена своеобразный таймер к бомбе замедленного действия. Помните, я говорил, что нельзя дать обмануть себя: авторы не пытаются оправдать героев фильма. Фрэнк вовсе не оступившийся ангел, измена для него - обычное дело.

Именно парадоксальность, казалось бы, непримиримая противоречивость личности Фрэнка Тассоне вскрывает те глубокие проблемы, о которых я говорил вначале. Хью Джекман умудряется совместить все противоречия главного героя и сыграть это искренне, так, как будто он и есть тот самый живой человек, а не просто экранный образ, сотканный из воспоминаний чужих людей.

Собственно, игра Джекмана - то, что приводит сложный механизм фильма в движение, делает его не занудной нравоучительной историей о преступлении и наказании, а беседой со зрителем.

Безупречный - то, что давно перестал делать Голливуд, чему, кажется, уже разучился, и чего давно не хватало американскому кинематографу - искренний осмысленный разговор со зрителем о нем, о мире и об обществе в котором мы живем. Звучит зануднее, чем смотрится.