Найти в Дзене
СТЕРЕОПАНОРАМА

Блочные стереокомплексы. «Радиотехника»

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Возможно рассказ о блочных стереокомплексах и стоило начать с «Радиотехники»(речь идёт о модели- «101») поскольку она была самым массовым и доступным блочным стереокомплексом, несмотря на все свои особенности и недостатки. Да и одним из первенцев (если не самой первой) нового формата ( подразумевается наиболее полный блочный комплект аппаратов от одного производителя) была именно «Радиотехника». Даже фирменная стоечка присутствовала в комплекте.Вот правда продавалась ли она отдельно,как все остальные блоки или нет - этого не скажу.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Вообще,так или иначе,но разговор о данном комплексе уже заходил, поскольку в статье о кассетной деке «Радиотехника М-201» остальное тоже частично обсуждалось. Как упоминался и тюнер «Т-101» в рассказе о тюнерах. Но вот разговора о проигрывателе,усилителе и колонках не было.Как не было и речи о следующих моделях с торговой маркой «Радиотехника».

Итак, «Радиотехника-101» состоящий из: магнитофона-приставки (М-201),усилителя(У-101),тюнера(Т-101),электропроигрывателя(ЭП-101) и акустических систем (S-30) плюс уже упомянутая фирменная стойка. Весь комплект стоил в то время чуть больше тысячи рублей(1100 с копейками если память мне не изменяет) и он действительно был самым доступным по цене полноразмерным блочным стереокомплексом. О его популярности говорит и тот факт что кроме Рижского ПО «Радиотехника» комплекс (правда под маркой «Орбита») в дальнейшем выпускался ещё и московским заводом радиоприёмной аппаратуры(МЗРА). Видимо прибалтийских мощностей для удовлетворения спроса было недостаточно. Данный комплекс был славен ещё и тем, что любой его компонент можно было приобрести отдельно и совершенно без проблем. Потребители чаще всего так и поступали: собирали комплект под себя.Чаще всего «изгоем» становился тюнер, но порой люди отказывались и от проигрывателя грампластинок или заменяли его на какой-то другой.Благо выбор был.Как была и эстетическая сочетаемость.Например у меня когда-то была такая сборка: усилитель У-101,магнитофон М-201,эквалайзер «Прибой Э-014» и проигрыватель «Орфей-103» и всё это по дизайну выглядело как комплект от одного производителя. Сочетался с комплектом и магнитофон «Яуза-220»,а поскольку по уровню он был намного выше чем «М-201» то такая замена тоже имела смысл.Список всевозможных комбинаций можно было бы и продолжить,но статья всё же о комплексе «Радиотехника» поэтому не будем отвлекаться от темы.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Усилитель. «Усилитель "Радиотехника У-101-стерео" предназначен для высококачественного усиления сигналов от устройств комплекса и внешних источников звуковых программ. Усилитель имеет электронный коммутатор входов, раздельные по каналам электронные индикаторы выходной мощности, устройство для защиты выходных каскадов при КЗ в нагрузке; предусмотрена и защита громкоговорителей от возможного попадания на них постоянной составляющей напряжения при неисправностях усилителя, а также защита транзисторов выходного каскада от перегрева. Основные характеристики: Номинальная выходная мощность 2x20 Вт. Диапазон воспроизводимых частот 20...20000 Гц. Номинальное напряжение входа: звукоснимателя 2, остальных 200 мВ. Коэффициент гармоник в номинальном диапазоне частот не более 0,3%. Отношение сигнал/фон 60 дБ. Отношение снгнал/шум (взвешенный) при выходной мощности 50 мВт - 83 дБ. Напряжение на выходе для подключения стереотелефонов (16 Ом)  0,9 В. Потребляемая мощность 80 Вт. Габариты усилителя 430х330х80 мм. Масса 10 кг.»

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Проигрыватель грампластинок. «Электропроигрыватель "Радиотехника ЭП-101-стерео" с начала 1983 года выпускал Рижский радиозавод имени А.С.Попова. Электропроигрыватель предназначен для высококачественного воспроизведения механической записи с моно или стереофонических грампластинок всех форматов. В аппарате используется ЭПУ типа I-ЭПУ-70С (СМ) с магнитной головкой "ГЗМ-105Д" (МД) и тихоходным двигателем ТСК-1. Предусмотрены контроль и установка прижимной силы звукоснимателя по шкале противовеса, визуальный контроль и подстройка частоты вращения диска с помощью встроенного стробоскопа, фиксация и удержание звукоснимателя в нерабочем положении, а также регулировка скатывающей силы с помощью компенсатора рычажного типа, имеется электромагнитный микролифт и автостоп. Частота вращения диска 33,33 и 45,11 об/мин. Коэффициент детонации 0,15%. Относительный уровень рокота со взвешивающим фильтром -55 дБ. Уровень фона -54 дБ. Прижимная сила звукоснимателя 15 ±3 мН. Диапазон рабочих частот 31,5...16000 Гц. Переходное затухание между каналами на частотах: 315 Гц - 15 дБ, 1000 Гц - 20 дБ, 10000 Гц -  6 дБ. Потребляемая мощность 25 Вт. Габариты ЭП - 430x330х160 мм. Масса 10 кг. Цена 160 рублей. В 1985 году ЭП был модернизирован.»

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Ну и акустические системы. «Акустические системы "S-30", "S-30А" и "S-30В" выпускал с 1985 года Рижский завод им. Попова. АС именовались и как "10АС-221" (S-30) и "10АС-222" (S-30В). А ещё с 1982 года завод по предшествующему ГОСТ-у выпускал такие же АС с наименованиями "10АС-314" и "10АС-315" (Radiotehnika "S-30")

Пересказывать заново историю тюнера и магнитофона наверное не стоит.Поскольку этому уже было посвящены два материала,то можно ознакомиться с ними ЗДЕСЬ(магнитофон) и ЗДЕСЬ(тюнер).

Для начала 80-х данный стереокомплекс был не только очень даже неплох,но и по сути не имел конкурентов среди отечественных стереокомплексов.А как же «Эстония-010» или «Орбита-002» скажете Вы? Ну во-первых эти комплексы появились позже,а во-вторых они были высшего класса(а «Радиотехника»-первого) и стоили уже других денег.Самым «слабым звеном» 101—й была кассетная дека.Замени её производитель на что-то вроде «Яуза-220» и был бы несомненный бестселлер.Но даже в своём неидеальном варианте 101-й вошел в историю чего не скажешь о его продолжателе: стереокомплексе «Радиотехника 7111»

«Полный усилитель "Радиотехника У-7111 стерео" с 1987 года выпускало Рижское ПО "Радиотехника". Усилитель входит в состав комплекса ''Радиотехника К-7111С'' (другое наименованеие "Радиотехника КС-111С") вместе с тюнером типа ''Радиотехника Т-7111С'',магнитофоном МП7210 и ЭП ''Радиотехника ЭП-102С''(он же «Ария-102»-прим.автора), который сменил комплекс ''Радиотехника У-101C''. Усилитель имеет графический эквалайзер. К нему можно подключить две пары АС. Он входит в линейку УЗЧ выполненных на одной конструктивной основе с унифицированными электронными блоками. УЗЧ предназначен для коммутации и усиления сигналов от 4-х различных источников и может работать в составе блочных комбинированных систем и отдельно. Есть тонкомпенсация, ступенчатое уменьшения громкости. Номинальная выходная мощность на нагрузке 8 Ом 2х35 Вт. Диапазон рабочих частот 10...30000 Гц. Коэффициент гармоник 0,2%. КНИ 0,5%. Переходное затухание между стереоканалами на частоте 1000 Гц 40 дБ. Отношение сигнал/взвешенный шум 60 дБ. Габариты усилителя 431х360х72 мм. Масса 7,5 кг. Цена 350 рублей.»

«Тюнер "Радиотехника Т-7111-стерео" разработан и выпускался на Рижском ПО "Радиотехника" с 1988 года. Он входил в состав радиокомплекса ''Радиотехника КС-111-стерео''. Тюнер позволяет вести приём радиопередач в диапазонах ДВ, СВ и КВ (25, 31, 41, 49 и 62 м) волн, а также моно и стереофонических радиопередач в диапазоне УКВ. В диапазонах AM тракта используется двойное преобразование частоты. Тюнер имеет три выхода ЗЧ, позволяющие прослушивать принимаемые передачи на стереотелефоны (с возможностью регулировки их громкости), подключать внешние стереофонические усилители ЗЧ, а также записывать программы на магнитофон. Предусмотрены следующие эксплуатационные удобства: электронная настройка во всех диапазонах; фиксированная настройка на 4 радиостанции в любом диапазоне; автоматическая регулировка чувствительности в AM тракте; автоматическая подстройка частоты,отключаемая вручную в диапазонах AM тракта и автоматически (при вращении настройки) в диапазоне УКВ; автоматическое переключение режимов стерео-моно; переключение полосы пропускания по ПЧ в диапазонах AM тракта; бесшумная настройка на станции в диапазоне УКВ. В тюнере имеются индикатор точной настройки на трех светодиодах (тюноскоп), индикатор стерео, индикатор перегрузки в диапазонах AM, гнёзда для подключения внешних антенн во всех диапазонах и отдельной магнитной антенны в АМ диапазонах. Чувствительность тюнера с внешней антенной в диапазонах  АМ 60, ЧМ 1,8 мкВ, селективность в диапазоне ДВ 50, СВ 40, KB 26, УКВ 5 2 дБ; диапазон воспроизводимых частот тракта ЧМ 31,5...15000, AM 63...6300 Гц; габариты тюнера 430х360х62 мм; его масса 5 кг. Цена тюнера на 1988 год - 220 рублей

«Электропроигрыватель "Ария-102-стерео" с I-кв 1986 года выпускало ПО "Радиотехника". Электропроигрыватель первой группы сложности ''Ария-102-стерео'' предназначен для воспроизведения через внешние УКУ моно и стереофонических грамзаписей с грампластинок любых форматов. В ЭП впервые применен прямой электромеханический привод диска. В ЭП применяется магнитная головка звукоснимателя типа ''ГЗМ-155''. Применен полный электронный автостоп, обеспечивающий подъем микролифта и выключение ЭП при окончании проигрывания грампластинки или нажатии кнопки "0"; автоматический подъем микролифта при случайном отключении ЭП от сети. Проигрывание пластинки может осуществляться с закрытой пылезащитной крышкой. Частота вращения диска ЭПУ - 33 и 45 об/мин. Диапазон воспроизводимых частот не уже 20...20000 Гц. Коэффициент детонации воспроизводимого звука на частоте вращения 33 об/мин не более 0,12 %. Прижимная сила звукоснимателя 10 мН. Пределы подстройки номинальной частоты вращения грампластинки не менее 2 %. Напряжение питания ЭП от сети переменного тока, с частотой 50 Гц, 220 В. Потребляемая мощность - 10 Вт. Габаритные размеры ЭП - 430х335х135 мм. Его масса - 7,5 кг.»

«Магнитофон-приставка "Радиотехника МП-7210С" с I-кв 1989 года выпускалась Рижским ПО "Радиотехника". Стереофонический МП ''Радиотехника МП-7210-стерео'' предназначен для записи фонограмм с различных источников сигнала, с их последующим воспроизведением через УКУ. В магнитофоне-приставке имеются системы шумопонижения и динамического подмагничивания. Скорость движения ленты - 4,76 см/с. Коэффициент детонации ± 0,19%. Эффективный диапазон частот на ЛВ для магнитной ленты с рабочими слоями Fe2O3 и CrO2 40...12500 Гц и 40...14000 Гц. Полное взвешенное отношение сигнал/шум на магнитной ленте с рабочими слоями CrO2 и Fe2O3 - 54 и 51 дБ. Отношение сигнал/шум взвешенное с системой шумоподавления -60 дБ. Отношение записанного сигнала к стертому -60 дБ. Питается МП от сети 220 В. Габариты МП - 430x357.5x120 мм. Его масса 6 кг.».

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Все перечисленные компоненты комплекса «Радиотехника К7111С» имели фронтальную панель из крашеного пластика(где Вы,алюминиевые панели «101-й», ау?!) и отвратительные пластиковые же кнопки.Что касается звука...А пусть владельцы данной модели выскажутся в комментариях-так будет правильнее.Тем более что лично я целиком этот комплекс никогда не слышал,а предполагать что-то заочно не хочу.Одно бесспорно: хитом 7111 не стал.Может просто опоздал родиться? Ну может,конечно,однако,если перефразировать Чехова,то «В аппарате должно быть всё прекрасно: и лицо(фасад)в первую очередь».И в этом смысле меньше всего нареканий к «Арии-102».А у меня на сегодня-всё.Спасибо за внимание!

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

P.S.На последнем фото предположительно стереокомплекс "Радиотехника К7112".Кроме информации по усилителю У-7112 информации по остальным компонентам найти к сожалению не удалось.Впрочем разница читается и по картинке: добавлен отдельный эквалайзер и магнитофонная дека стала 2-х кассетной.