Найти в Дзене
Исторические сражения

Швейцарские боевые медведи: страшное оружие или красивая легенда

В 1474 году власти Берна заказали местному хронисту Диболду Шиллингу Старшему историю родного города. 10 долгих лет Шиллинг трудился над фолиантом "Официальная хроника Берна", и в итоге представил городскому совету монументальный труд в трех томах. Который ведет историю города с момента его основания и, помимо прочего, содержит более 600 ярких иллюстраций. И один из рисунков, учитывая, что работа серьезная, невольно рождает у наблюдательного читателя смелую гипотезу.

Фрагмент миниатюры по битве при Нанси из манускрипта "Amtliche Berner Chronik". Хронист: Diebold Schilling
Фрагмент миниатюры по битве при Нанси из манускрипта "Amtliche Berner Chronik". Хронист: Diebold Schilling

В 1191 году вокруг замка в долине реки Аре выросло поселение. По легенде, первой добычей герцога-основателя, задумавшего поохотиться в ближайшем лесу, стал медведь. Отсюда и название для нового города - Берн. Судя по фонетическому родству слова "медведь" (по-немецки "Bär") с именем поселения, история вполне может претендовать на правдивость. С 1224 года грозное животное появилось и на гербе Берна, являясь по сей день символом швейцарской столицы.

В начале XVI века медведи даже поселились в самом городе. После битвы при Новаре (1513 год) бернцы взяли их в качестве военных трофеев и приютили у себя. Такая связь горожан, да и всего кантона Берн, с внушительным хищником наводит на определенное предположение. А прибавить сюда изображение из хроник Берна, и байка о боевых медведях готова. Даже если прирученного зверя не бросали в бой, то хоть в качестве талисмана швейцарские наемники его могли содержать. Увы, но это сильно вряд ли. И как бы красиво не складывалась эта историческая легенда, она не выдерживает никакой критики.

Начать стоит с того, что прямых упоминаний о столь необычном опыте в документах нет, в текстах Шиллинга в том числе. Хотя, казалось бы, о таком сложно не написать. А с медведем на миниатюре по битве при Нанси (1477) вообще интересная история. Тогда, в 1477 году, швейцарские наемники сражались под знаменами герцога Лотарингии. Который, собственно, их и нанял для борьбы с Бургундией. И чтобы на иллюстрации как-то выделить ратников из Берна, воевавших бок о бок с выходцами из других кантонов и людьми герцога Лотарингского, хронист изобразил медведя. Шиллингу это показалось наиболее понятным образом. Животное, красующееся на гербе родного кантона, символически представляло отважных бернцев.

Несмотря на серьезность трудов, Шиллинг Старший нередко допускал подобные образы, несущие чисто аллегорический смысл. Вот еще одно такое изображение:

Целая армия бернских "медведей" из "Spiezer Chronik" все того же Шиллинга Старшего
Целая армия бернских "медведей" из "Spiezer Chronik" все того же Шиллинга Старшего

При этом у его же племянника, Диболда Шиллинга Младшего, в "Люцернской хронике" вообще нет никаких медведей. Хотя рассказ о битве при Нанси и миниатюры по ней присутствуют. Шиллинг Младший, кстати, был летописцем Люцерна. Возможно, поэтому ему не позволили как-то выделять бернцев. Но, если опустить все эти подробности и снова взглянуть на первую миниатюру как на исторический документ, все-таки надо признать, что вышла бы складная легенда о боевых медведях.

× Поддержите нас в телеграме: @battlez

Не забывайте ставить "пальцы вверх" и подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала