Найти тему
Без комментариев

Чёрный Белый

Захотелось мне сегодня поговорить о поэзии. Поразмышлять, поделиться своими мыслями, ощущениями. И речь сегодня пойдет о…

Борис Бугаев, известный широкой публике как Андрей Белый – сложный и очень неоднозначный поэт. Крайне неуравновешенный, находящийся под влиянием мистицизма и оккультизма, Андрей Белый обладал непростым характером, сформировавшимся под влиянием непростых отношений между родителями.

В принципе, все возможное и невозможное биографы Белого уже изложили в своих многочисленных работах и эссе, уделяя особенное внимание аж двум любовным треугольникам, одной из вершин которых был поэт. Другими вершинами поневоле стали сначала Блок, затем Брюсов (Бальмонта не хватает явно).

Андрей  Белый. Риунок жены поэта - Анны Тургеневой (из интернета)
Андрей Белый. Риунок жены поэта - Анны Тургеневой (из интернета)

Но это все лирика, вернее, это все не лирика – лирика вот она:

На нас телá, как клочья песни спетой…
В небытиё
Свисает где-то мертвенной планетой
Всё существо мое.

В слепых очах, в глухорожденном слухе —
Кричат тела.
Беспламенные, каменные духи!
Беспламенная мгла!

Зачем простер на тверди оледелой
Свои огни
Разбитый дух – в разорванное тело,
В бессмысленные дни!

Зачем, за что в гнетущей, грозной гари,
В растущий гром
Мы – мертвенные, мертвенные твари —
Безжертвенно бредем?  (с)

Хотя нет: это не лирика, это – Поэзия. Небанально и непредставляемо, нет образов, которые можно визуализировать – это как электрический ток, который ты пропускаешь сквозь себя: его не видишь, но чувствуешь. И все это откликается эхом в сознании и пинг-понгом еще долго звенит в застенках души. В стихотворении слышится такое отчаяние, такое непонимание происходящего, что проще сойти с ума или признать себя «мертвенной тварью» - она хотя бы не умеет чувствовать и реагировать на бессмысленность и безжертвенность бытия.

В строках ощущается что-то неуловимо кармическое: вопрос «за что?»  по сути является и ответом. Дух и тело сплетены в едином рваном безумии, агонии мертворождения. Тело – это не клетка для духа, это продолжение его ментальности, разорванной и разбитой.

Подобные ассоциации у меня вызывает и роман Андрея Белого «Петербург». Фантасмагорические пляски напрочь прогнивших душ и тел на сцене затхлого желтого города. Липкое и навязчивое «нечто», искажающее восприятие действительности, вызвано теми же самыми «мертвенными тварями», у которых нет ничего, что оттенило бы сумрачное небытие и окрасило его в цвет жизни. Нет жизни, нет смысла, нет человека – только тени, маски, костюмы и тела с душами мертвецов. Петербург дышит смрадом разлагающихся трупов и разносит заразу безжизненности по своим каналам и колодцам.

Это не город Достоевского – уставший, разочаровавшийся, изнеможенный, но живой. Петербург Белого – это изнасилованный город, который больше не может чувствовать и, безразлично глядя в задымленное небо, умирает, периодически рефлекторно вздрагивая, подчиняясь законам нейрофизиологии.

Дальше – тишина… (с)