Найти тему
revbooks

"Это религия": как мир сошел с ума из-за муми-троллей. Часть 2

Первая часть - по ссылке.

https://www.pinterest.ru/pin/854487729284067881/
https://www.pinterest.ru/pin/854487729284067881/

Поражает, как много страха омрачает романы: при всем солнечном свете и на пикниках за каждым кустом таится угроза. Янссон всегда помнит о том, что мрак не обязательно бывает явным. Как отмечает Хакерби, романы "заглядывают в очень темные места", и они попытались отразить это в своей адаптации. "Мы характеризуем это как драму для всей семьи, - говорит Остлер. - Это не просто детское шоу".

"Маленькие тролли и большое наводнение", первый из серии романов, начинается с того, что Муми-мама и Муми-тролль ищут жилье после того, как с центральным отоплением (прогресс!) произошел инцидент и муми-тролли были вынуждены покинуть свой дом за печкой. Они также ищут бедного Муми-папу, боясь, что он утонул. Следующая книга, "Муми-тролль и комета", рассказывает, как семейство пытается защититься и укрыться от того, что грозит им ничем иным, как концом их мира. В обеих книгах мы встречаем лодки с "маленькими, бледными существами", хатифнаттами, обреченными скитаться с места на место, и "толпы убегающих существ".

Первоначально опубликованные в 1945 и 1946 гг., но начатые в 1939 году, эти две первые книги были попыткой Янссон избежать ужаса второй мировой войны. "Мой первый счастливый конец!", как она написала во вступлении к "Маленькие троллям и большому наводнению". Хотя эти экзистенциальные опасности можно интерпретировать в контексте войны 1939-40 годов - советские бомбардировщики над Хельсинки и угроза вторжения - они слишком сильно резонируют с нынешними конфликтами, бедственным положением беженцев и с жутким предчувствием сегодняшнего экологического кризиса. "О, боже, боже, прекрасное море совсем ушло... Ни сильных штормов, ни прозрачного льда, ни блестящей воды, отражающей звезды. Потеряно, ушло!"

Но именно "универсальные темы" Янссон о взрослении и домашней жизни действительно привлекли внимание сценаристов. "Она писала очень забавные книги о семье. Есть очень узнаваемые типы персонажей, с которыми каждый может запросто провести личные ассоциации", - говорит Остлер.

Гендерно определенные только по некоторым аксессуарам, вроде шляпы или сумочки, Муми-папа и Муми- мама, может показаться, соответствуют сексистским стереотипам (была небольшая обратная реакция в 70-х годах). Однако, как и в случае со многими другими, Янссон является ликующим подрывником: Мама, может быть, и носит передничек, но она очень ответственная, и уверенно управляет Мумидолом из своей сумочки (больше Мэри Поппинс, чем Маргарет Тэтчер), доставая оттуда все - от сухих носков до пудры для живота - никогда не знаешь, когда тебе может понадобиться яичный венчик - в то время как Муми-папа всегда находится в одном из своих приключений или в глубине своих воспоминаний. (Неуклюжий отец и грамотная мать будут узнаваемы всеми, кто знаком с Папой Свином и Мамой Свинкой с их фирменными чертами и трепещущими ресницами).

Муми-мама и МУми-папа были явно основаны на собственных родителях Янссон, скульпторе Викторе Янссоне ("Художник") и ее любимой матери Сигне Хаммарстен-Янссон ("Ветчина"), иллюстраторе. Это была семья решительно либеральных представителей богемы, которые, казалось бы, счастливы соответствовать традиционным гендерным ролям - хотя на самом деле именно ее мать клала еду на стол. Как и в Мумидоле, их двери всегда были открыты для череды самых разнообразных посетителей.

Пока апокалипсис маячит где-то на горизонте, Муми-мама занята своими цветочными клумбами, в духовке в это самое время пекутся пирожные.

Первоначально задуманный ее дядей как грозный призрак, чтобы пугать детей от кражи варенья в кладовой, Муми-тролль был зарисован Янссон на стене туалета, и он был "самым уродливым существом, которое только можно вообразить", в споре с братом о философе Канте (их воспитание не было типичным - у них была домашняя обезьяна, для начала). Кажется, Муми-тролль впервые публично выступил вместе с Гитлером (из всех маловероятных пар) в военных мультфильмах для сатирического журнала "Гарм", над которым Янссон работала 24 года. "Что мне больше всего нравилось, так это быть чудовищем для Гитлера и Сталина, - писала она.

С длинными носами и грозным взглядом, оригинальные муми-тролли были в целом более злыми существами, чем милыми бегемотиками, известные своей мягкостью, щедростью и хорошим юмором, в которых они превратились позднее.

Продолжение следует...