Предыдущие части по ссылкам - Часть 1, Часть 2.
Книга "Шляпа волшебника", третья по популярности и до сих пор самая популярная, опубликованная в 1948 году, является гораздо более ярким романом. Именно здесь мы встречаем неразлучных Тофслу и Вифслу, носящих с собой чемодан с секретным рубином, "самой красивой вещью в мире", которые, как полагают, представляли собой Янссон и ее возлюбленную в то время, театрального режиссера Вивику Бандлер. (Гомосексуальность была нелегальна в Финляндии до 1971 года).
Но только в шестой книге "Волшебная зима" (1957), которой заканчивается сезон мультсериала, мы встречаемся с жизнерадостным Ту-Тикки. С талантом читать погоду и успокаивающими страхами, она была вдохновлена Тууликки Пиетиля, любовью всей жизни Янссон. Каждое лето пара проводила на острове у финского побережья, без электричества, и куда добраться можно было лишь на гребной лодке (есть великолепные фотографии Янссон оттуда с цветочной гирляндой в волосах).
Итак, в "Волшебной зиме" бедный Муми-тролль просыпается слишком рано от ежегодной спячки, но не может пробудить никого из своей семьи, а зима уже наступила: "Он умер. Весь мир умер, пока я спал. Этот мир принадлежит кому-то другому, кого я не знаю". Для Янссон это была ее книга о том, "каково это, когда все становится трудным". "Это настоящая история о приближении возраста", - говорит Хакерби. "История действительно о том, как малыш становится независимым от своей семьи, - продолжает Остлер. - Она написала это в то время, когда становилась более независимой от собственной семьи, потому что встретила Тууликки."
Последние две книги становятся более меланхоличными, отражая темное душевное состояние Янссон. В книге "Муми-папа и море" (1965) Муми-папа переживает кризис среднего возраста и решает переселить семью на отдаленный маяк. Хакерби считает, что это "вероятно, величайшая книга, написанная о депрессии", и, как соглашаются оба писателя, "шедевр Янссон". Именно эта книга сбила сценаристов с толку, и сейчас, прочитав ее около 15-16 раз, они все еще открывают для себя что-то новое в ней. "То, как там все описано, расстраивает тебя, - говорит Хакерби, - потому что ты продолжаешь читать, а папа продолжает совершать те же самые ошибки, и ты понимаешь, что это своего рода цикл депрессии, и он не может из него выбраться. Это глубокая работа".
"Но еще это и очень смешно, - добавляет Остлер. - Это как ужасный британский праздник, где постоянно идет дождь: ты пытаешься быть жизнерадостным, но это ужасно, и ничего не получается". Мало кто из художников запечатлевает под дождь, как Янссон - на нее все-таки оказал влияние Ван Гог - и, как отмечает Остлер, есть замечательный рисунок семейного пикника на крошечном пляже: "На этом унылом, унылом острове она спускается. Есть в этом что-то очень комичное по-черному".
Сериал переносит нас на финальный роман "В конце ноября" (1970), самый печальный из всех, написанный сразу после смерти матери Янссона. "Это книга о смерти, - говорит Хакерби. - И о потере муми-троллей. В ней они даже не являются главными героями. Это книга, в которой все ждут их возвращения".
Именно это странное утешительное сочетание катастрофы и повседневного уюта делает муми-троллей такими очаровательными. Книги о муми-троллях - это истории о выживании. Пока где-то на горизонте маячит апокалипсис, Муми-мама занята расстановкой раковин вокруг своих клумб, в то время как пирожные выпекают в духовке. "Она все равно знает, что делать", - говорит Муми-тролль. Так много литературы о побеге из семьи, но здесь всегда есть точка возврата, безопасное место: "Нужно отправиться в долгое путешествие, прежде чем действительно понять, как замечательно дома", - размышляет Муми-троллб.
Эта адаптация, сделанная с любовью, не могла быть более своевременной: не было бы лучшего момента, чтобы представить муми-троллей со всем их оптимизмом, открытостью и гостеприимством, их глубокой связью с природой и анти-потребительским духом, новой аудитории. Как говорит Остлер: "Они проходят через все - наводнения и землетрясения, извержения вулканов, кометы. Все это происходит, но они смотрят на все это с улыбкой".