Найти в Дзене
fem4rt

Оглянитесь на "Высокое искусство" и его наследие

https://pixabay.com/ru/photos/сердце-любовь-роман-валентин-700141/
https://pixabay.com/ru/photos/сердце-любовь-роман-валентин-700141/

Двадцать два года спустя "Высокое искусство" (1998) - первый полнометражный фильм режиссера Лизы Холоденко - резонирует одновременно как вневременная медитация о любви, потере и искусстве и как траншейная драма с самобытными корнями в эстетике, культуре и социальных вопросах 1990-х годов.

Во время недавнего ретроспективного показа и интервью с актерами и съемочной группой в рамках программы "Из коллекции" кинофестиваля "Сандэнс 2020", эти пересекающиеся призывы фильма - вневременные и своевременные - разительно говорят о том, почему он остается важной вехой для современного американского независимого кино и для лесбийского представления на серебряном экране.

"Это просто прекрасный фильм, выходящий за рамки мучительной темы наркотиков", - сказала Патриша Кларксон, которая играет жизненно важную роль актрисы второго плана, перед показом фильма. - Он все еще актуален. Каждый кадр актуален."

Молодая и непритязательная Сид (Рада Митчелл), недавно назначенная помощником редактора известного фотожурнала, которая в начале фильма живет со своим парнем, натыкается на недовольную бывшую суперзвезду, фотографа Люси Берлинер (Элли Шиди), когда протечка в ее потолке приводит Сид к порогу квартиры Люси наверху. Эта случайная встреча приводит к углублению отношений между двумя женщинами, так как Сид призывает Люси возобновить свою фотографическую практику и берет ее материал для обложки в своем журнале.

Исследуя возможность нового начала в любви и искусстве, Люси начинает дистанцироваться от давней любовницы Греты (Кларксон), бывшей немецкой актрисы, которая теперь накачана наркотиками, но все еще довольно проницательно относится к блуждающему сердцу своей подруги.

Перед ретроспективным показом Митчелл рассказывала о том, как она, будучи тогда относительно молодой актрисой, восприняла как должное преимущественно женскую съемочную группу фильма, не осознавая, насколько редко это был для того времени и до сих пор.

Она также размышляла о значительном наставничестве, которое она получила от режиссера Холоденко и коллеги Шиди, и о глубокой реакции ее зрителей, как женщин, так и мужчин.

"Зрители отреагировали на [фильм] даже лучше, чем я могла ожидать", - признала Митчелл. - На протяжении многих лет ко мне подходили люди и говорили: "Это был действительно важный для меня фильм. Он помог мне сориентироваться в истории моей собственной жизни. Он помог мне понять мою сексуальность". Многие молодые женщины в то время отождествляли себя с этой историей".

На фоне опиоидного кризиса 1990-х годов "Высокое искусство" искусно проводит грань между пиррической эйфорией употребления наркотиков и болью наркомании.

"У меня неполадки с любовью и проблемы с наркотиками", - рассказывает Люси своей матери (Тэмми Граймс) в середине фильма, когда она борется с конкурирующими приманками своей зависимости, своей любовной жизни и своего искусства. - Или, может быть, у меня проблемы с любовью, и неполадки с наркотиками. Я не знаю."

Но при всей своей трагичности, сердцем фильма является его центральная любовная история, отличающаяся передачей сложностей тоски, а также стремлением точно отразить женское однополое желание в эпоху, когда представление ЛГБТК+ на экране не было обычным делом.

Отвечая на вопрос о ее опыте работы в качестве женщины-режиссера в киноиндустрии, где доминируют мужчины, Холоденко подчеркнула, что с момента выхода ее первого фильма в киноиндустрии произошли значительные изменения: "Я думаю, что она начала открываться с тех пор, как я сделала "Высокое искусство". Я была поражена, что есть место для такого фильма".

Аналогичным образом, за последние двадцать лет увеличилось число представлений о лесбийских отношениях и желаниях.

"Сейчас я очень рада, - заявила Холоденко, аргументируя важность разнообразия репрезентаций. - Только то, что нас представляют - это уже хорошо. Я чувствую, что сейчас хорошее время. Я оптимист".

Безусловно, современное ЛГБТК+ кино и телевидение в какой-то мере обязаны своим нынешним благосклонным отношением к наследию первого полнометражного фильма Холоденко.

Нюансированная история, не стесняющаяся своих интеллектуальных основ, "Высокое искусство" предлагает вдумчивое изображение силы искусства, обнадеживающий взгляд на преобразующий потенциал любви и трагический снимок разрушительной силы зависимости - все это сквозь призму вечной любовной истории, которая до сих пор звучит правдиво спустя десятилетия.