Давным-давно, больше года назад (а кажется, что лет пять) я написал статью про пса Джульбарса и его участие в Параде Победы 24 июня 1945 года. Статья получилась хорошей (на мой скромный взгляд) и была популярной. Даже сейчас ее периодически читают и оставляют комментарии. Разные, хорошие и плохие. Первых все-таки больше. За этот год с лишним я много написал, много прочел и узнал. И хотелось бы рассказать, как я вижу эту тему сегодня.
Джульбарс был!
Да — и это не оспаривается. Весь боевой путь пса — ну или большая его часть — чистая правда. Согласно документам Центрального архива Министерства обороны РФ, почти год — с сентября 1944 года пес принимал участие в разминировании многих культурно-исторических памятников Восточной Европы. На его счету спасенные дворцы Будапешта, замки Праги, соборы Вены. Всего без малого 7,5 тысяч мин и полторы сотни снарядов. Просто прикиньте, сколько это было бы в человеческих жизнях?
Путаница с фотографиями знаменитого пса, годами его участия в боевых действиях и подвигами объясняется тем, что кличка Джульбарс стала очень популярной в СССР после выхода одноименного фильма 1935 года. На войне так звали едва ли не каждую третью овчарку. Так свой Джульбарс был у экипажа бронеавтомобиля БА-10 под командованием старшего сержанта Евгения Петровича Эндрексона. Да и у героических бойцов Коломыйской погранкомендатуры, принявших в первые месяцы войны бой с частями танковой дивизии СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер» у села Легедзино, было несколько собак с таким именем.
Сталинский китель и Парад Победы
А вот сентиментальная история о кителе, которым пожертвовал Сталин со своего плеча, чтобы пронести раненного пса по Красной площади — не более, чем красивая городская легенда. Об участии Джульбарса в Параде вообще ничего не известно. Согласно все тем же архивным документам, вплоть до конца августа 1945 года пес «работал» на разминировании объектов в Чехословакии и Австрии, а потому просто физически не мог в июне находиться в Москве.
Да и сохранившаяся кинохроника этот факт подтверждает. Все-таки съемки Парада Победы 24 июня 1945 года велись девятью операторами, в том числе и иностранными. Столь знаменательный и трогательный момент, как собака на руках у Александра Мазовера просто не мог остаться без внимания. Есть объяснение, что пес не попал на кинопленку потому, что операторов настоятельно попросили не пугать и не тревожить раненое животное вспышками фотоаппаратов и шумом кинокамер. Но, согласитесь, в сравнении с шумом техники и грохотом духовых инструментов и барабанов — это сущие пустяки.
Другие мифы о Джульбарсе
В сети можно найти информацию о том, что уникальность Джульбарса еще и в том, что он стал единственной собакой, награжденной медалью «За боевые заслуги». К сожалению, официальных подтверждений этому факту нет. Да и статут награды не предполагал награждения ею животных.
Рассказывают, что свою минуту славы (и даже много больше) пес все же получил. Но позже — в 1946 году — когда на экраны вышла экранизация повести Джека Лондона «Белый Клык». Но и здесь обошлось без Джульбарса — в главной роли, вопреки слухам, снялась немецкая овчарка Риджор, которую подобрали как раз за необычный для породы окрас, схожий с волчьим.
В прошлой статье я писал, что, возможно, все это лишь выдумка. К сожалению, так и оказалось. Но разве тот факт, что героический пес не имел наград и не был пронесен по Красной площади на руках, делает его менее героическим? По-моему, нет...
Спасибо всем, кто прочитал! Буду рад новым подписчикам и лайкам. Списка литературы, пожалуй, не будет — пусть каждый решит для себя сам, чему именно он верит.