В истории нашей страны Великая Отечественная война стала одним из центральных событий, серьёзно влияющим на нашу жизнь и 75 лет спустя её завершения. Накануне Дня Победы мы поговорим о фильмах, посвящённых самой страшной войне в истории. Составляя этот топ, мы руководствовались личными предпочтениями (куда ж без них?), а заодно размышляли, какие ленты можно считать не только великими, но и нетипичными.
Горячий снег (1972 год, 12+)
Фильм снят по одноимённому роману недавно ушедшего из жизни Юрия Бондарева, служившего во время Великой Отечественной войны артиллеристом. Начало зимы 1942 года, подступы к Сталинграду. Чаша весов военных успехов медленно, но верно склоняется в сторону Красной Армии. Есть грамотный план действий, превосходство в силах, уверенность в победе. А вот шансов выжить у героев фильма – нет, и они это прекрасно понимают.
Несмотря на технические неточности в виде оружия и демонстрации его возможностей (этим грешат многие советские военные фильмы), кино держит в напряжении и берёт за душу. Пронзительна финальная сцена – награждение орденами прямо на позиции горстки уцелевших бойцов генералом (блистательный Георгий Жжёнов): «Спасибо! Всё, что могу»...
Иди и смотри (1986 год, 16+)
Здесь нет акцентированного массового героизма, пафосных речей и прочих атрибутов советской военной драмы. Есть беспросветный ужас: без горя и страха, без удовлетворения от мести, без облегчения от победы. В монументальном полотне Элема Климова о противостоянии сельских жителей и белорусских партизан с оккупантами и карателями выход один – чьё-то поголовное истребление.
Сценарий, актерская игра, операторская работа и режиссура – одни из лучших в мировом кинематографе, поэтому «Иди и смотри», намертво впечатываясь в душу, стоит в одном ряду с такими картинами, как «Пианист» и «Список Шиндлера».
Живые и мёртвые (1964 год, 12+)
Своим успехом фильм во многом обязан эпохе, когда был создан. После войны не прошло и 20 лет, многие её участники были живы и полны сил, а хрущёвская оттепель давала возможность относительно свободно говорить о ранее запретных темах.
Поэтому здесь можно увидеть буквальное, «за просто так», прощение властями «врагов народа», трусов и паникёров, а репрессированными – злодеяний вчерашних угнетателей перед лицом смертельной опасности. Несмотря на мощную идеологическую и политическую составляющую, кино лишено ангажированности, благодаря чему смотрится и сегодня.
Лента интересна и с художественной точки зрения: чёрно-белая пленка, полное отсутствие музыки и упор на характеры делают фильм необычайно атмосферным. Даже на второстепенных ролях в картине задействованы Ефремов, Глузский и Табаков. Тандем же Лаврова и Папанова безупречен. С последним связан интересный эпизод – автор одноимённого романа Константин Симонов, прошедший войну и создававший образ комбрига Серпилина с реальных прототипов, признавался, что был настолько впечатлён игрой Папанова, что, дописывая трилогию, представлял созданного им персонажа именно в образе актёра.
Брестская крепость (2010 год, возрастной рейтинг 16+)
Подвиг защитников Брестской крепости, 22 июня 1941-го принявшей на себя первый удар врага, не раз привлекал внимание кинематографистов. Лента Александра Котта вышла в один год с «великим фильмом о великой войне» Никиты Михалкова. Но если донельзя претенциозные «Утомлённые солнцем 2: Предстояние» стыдно показать в День Победы, то «Брестская крепость» стала одним из немногих современных фильмов о войне, которые можно порекомендовать к просмотру даже скептикам.
Крепкий актёрский состав, грамотная режиссура, минимум ляпов, съёмки на месте реальных событий, внимание к деталям и, конечно, глубокий драматизм этой по-настоящему трагичной страницы в истории нашей страны – всё это сделало «Крепость» ярким кинособытием. А ещё это, по сути, первый военный фильм, снятый в новом формате, с использованием современных технологий, которые, к счастью, не пошли ему во вред.
В августе 44-го (2001 год, возрастной рейтинг 16+)
Сегодня трудно представить, что известная и любимая многими экранизация романа Владимира Богомолова оглушительно провалилась в российском прокате, заработав 100 тыс. долларов при бюджете в 5 миллионов! Однако не стоит забывать, что почти 20 лет назад кинобизнес приходил в себя после лихих 90-х и ещё не вышел «Ночной дозор», доказавший коммерческую состоятельность отечественного кино.
Несомненное украшение «Августа» – мощная литературная основа, которая принадлежит перу писателя-фронтовика, а также звёздный актёрский состав и уверенная режиссура Михаила Пташука, который всего год спустя после премьеры погиб в аварии. И, конечно, классикой стала сцена психологической дуэли героя Евгения Миронова с диверсантом (Александр Балуев). Вот где подлинный накал эмоций и высший актёрский пилотаж!
28 панфиловцев (2016 год, 12+)
О художественных достоинствах этого фильма говорить не будем: ничего нового в военную тематику он не привнёс, да и образы героев в памяти не отпечатываются – психологизма недостаточно. По большому счёту, это лишь реконструкция знаменитого подвига.
Гораздо интереснее феномен «народного кино», средства на которое собирали способом краудфандинга. Энтузиасты сняли тизер, запустили в интернет и предложили поддержать проект и перечислить кто сколько может. Уже потом, увидев внимание и заинтересованность тысяч людей, которые хотели увидеть, как оживёт военная легенда, к финансированию подключился минкульт. Благодаря общим усилиям «28 панфиловцев» увидели свет, и зрители до сих пор помнят, как по экрану ползут бесчисленные фамилии – создатели проекта указали всех, кто внёс свой вклад, независимо, один это был рубль или миллион.
Сергей Лёвин и Дмитрий Носков, специально для «Анапского Черноморья»