Найти в Дзене

Восток-Запад, часть 2: Чэнь Фэй и его аллюзии

Столы, ломящиеся под тяжестью пышных сервировок, множество отсылок на общепринятую западную историю искусств и очень много обнажённых изображений художника: работы Чэня Фэя осмысленны, озорны и часто очень смешны. "Игривый" – это слово очень подходит для описания картин Чэнь Фэя. Первая персональная выставка Пекинского художника в Северной Америке под названием "Воссоединение" ("Reunion") прошла в китайском квартале Нью-Йорка в окружении вывесок небольших местных фирм на китайском языке и излюбленных хипстерами местечек для бранча. Пастельная вселенная Чэня, соответствуя локации, колеблется между старым и новым, модными и традиционными живописными образами из современного искусства и западной традиции – ню, натюрморты, портреты и интерьеры. Социально-экономический подъем Китая является ключом к пониманию работ Чэня, отражающих эстетические вкусы страны. В продольных изображениях фуршета глазам любителя западного искусства привычнее искать массивные гроздья винограда или графины, напол

Столы, ломящиеся под тяжестью пышных сервировок, множество отсылок на общепринятую западную историю искусств и очень много обнажённых изображений художника: работы Чэня Фэя осмысленны, озорны и часто очень смешны.

Painter and Family, 2018. Acrylic on linen, 290 x 290 cm.
Painter and Family, 2018. Acrylic on linen, 290 x 290 cm.

"Игривый" – это слово очень подходит для описания картин Чэнь Фэя. Первая персональная выставка Пекинского художника в Северной Америке под названием "Воссоединение" ("Reunion") прошла в китайском квартале Нью-Йорка в окружении вывесок небольших местных фирм на китайском языке и излюбленных хипстерами местечек для бранча. Пастельная вселенная Чэня, соответствуя локации, колеблется между старым и новым, модными и традиционными живописными образами из современного искусства и западной традиции – ню, натюрморты, портреты и интерьеры.

Фото: Gilles Sabrie
Фото: Gilles Sabrie

Социально-экономический подъем Китая является ключом к пониманию работ Чэня, отражающих эстетические вкусы страны. В продольных изображениях фуршета глазам любителя западного искусства привычнее искать массивные гроздья винограда или графины, наполненные вином. Однако в работах "Картина изобилия/ Painting of Wealth" или "Во имя широты и необъятности/ For Breadth and Immensity" (обе 2019 года) пиршество включает в себя аппетитные булочки с красной фасолью, красочные юдзу и сочные личи, изображенные плоско. Чэнь шутливо комментирует этот аспект, спрашивая меня: "Разве сфера моего яблока сама по себе не является сферой?" Он исследует общепринятое понятие плоскостности в китайской живописи, а также уклонение традиционных художников от передачи дневного света или тени, в отличие от западных мастеров, которые были очарованы драматическими эффектами теней при зажжённых свечах.

Big Model, 2017. Acrylic on linen, 290 x 200 cm
Big Model, 2017. Acrylic on linen, 290 x 200 cm

Две картины "Мой Моранди/ My Morandi " (обе 2019 года) – это ироничная аллюзия на итальянского натюрмортиста Джорджо Моранди с его старомодными изображениями средиземноморских пиршеств, изобилующими винными бутылками и фруктовыми чашами. В версии Чэня наполовину опустошённые банки соевого соуса, рисовый уксус и бутылки соджу формируют картину типичной китайской кухни, отражая традиционный быт и давая некоторое представление о "неправильных", по словам художника, потребителях изображённого. "Оставшаяся ценность/ Remaining Value" (2019) также юмористична. На ней "Дерьмо художника"(1961) – известная концептуальная работа другого итальянского маэстро, Пьеро Мандзони, в виде наполненной фекалиями жестяной банки – помещена рядом с различными типами удобрений, используемых в земледелии, производстве кофе и фермерстве.

Remaining Value, 2019. Acrylic on linen, 25.5 x 35.5 cm
Remaining Value, 2019. Acrylic on linen, 25.5 x 35.5 cm

Чэнь находится на переднем крае волны китайских художников, появившихся в эпоху, последовавшую за политикой "одна семья-один ребёнок" и экономическим бумом, который усеял окружные мегаполисы магазинами Louis Vuitton и музеями современного искусства, построенными именитыми архитекторами. Его визуальный лексикон заимствует реплики из общества, преданного своему культурному наследию, но подпитываемого западным представлением о теле и ощущении пространственности. “Изучение западной живописи у нас всегда начиналось с Франции, пока образование не обратилось в сторону Советского Союза после Второй мировой войны", – говорит Чэнь, стоя перед работой "Крупный эталон/ Big Model" (2017) – акриловым изображением татуированного обнажённого китайца в натуральную величину в элегантном контрапосте, напоминающем Давида, перед бирюзовыми, тяжёлыми цветочными обоями.

Painting of Opulence, 2018. Acrylic and gold foil on linen mounted on board Unframed: 43 x 120 cm; Framed: 65 x 142 cm
Painting of Opulence, 2018. Acrylic and gold foil on linen mounted on board Unframed: 43 x 120 cm; Framed: 65 x 142 cm
Painting of Harmony, 2019. Acrylic, gold and silver foil on linen mounted on board, 100 x 200 cm
Painting of Harmony, 2019. Acrylic, gold and silver foil on linen mounted on board, 100 x 200 cm

До середины девяностых годов – переломного момента, который китайцы называют "открытием рынка" – доступ к западному искусству оставался строго ограниченным и политизированным. "Интернет показал моему поколению, что западное искусство оказалось совсем не таким, каким мы его себе представляли. Мы поняли, что телесные позы [такие, как та, которую принял Давид], которые мы с детства считали любезными, являются на самом деле художественно-историческими”, – добавляет художник, гладя мою собаку, которая поплелась следом и оказалась неожиданно похожа на ту, которую Чэнь изобразил в своих работах, например на громадном полотне "Художник и семья/Painter and Family" (2018). На снимке художник и его семья позируют в своей студии, заполненной тюбиками краски и книгами художников, на корешках которых виднеются такие имена, как де Кунинг, Том оф Финланд и Люк Тёйманс. Работа напоминает "Менины" Диего Веласкеса, но на этом инсинуации, по словам художника, заканчиваются. Как и у Веласкеса, композиция Чэня является нетрадиционной, однако тридцатишестилетний Фэй отмечает, что единственная прямая дань уважения художнику семнадцатого века – это его собственное присутствие в работе. "Иконы западной живописи всегда находятся на задворках моего сознания благодаря образованию и средствам массовой информации, но я никогда не стремился делать и не делаю прямых ссылок на них.”

Cousin, 2019. Acrylic on linen, 250 x 250 cm
Cousin, 2019. Acrylic on linen, 250 x 250 cm

Собственная собака Чэня эпизодически появляется на картине "Кузен/Cousin" (2019), которая изображает Фэя без всего, кроме трусов Supreme и кроссовок Converse, проверяющим свой смартфон Huawei. “Я думал нарисовать себя на iPhone, но мне захотелось побудить зрителей, особенно в Соединенных Штатах, задуматься о том, какое политическое значение имеет сегодня Huawei." За спиной Чэня находится его личная домашняя библиотека, состоящая из книг по искусству, охватывающих широкий временной и географический диапазон, а также его личная коллекция софуби – очень популярных японских мягких коллекционных игрушек из винила, страстным поклонником которых он является.

Art Student, 2019. Acrylic on linen, 60 x 50 cm
Art Student, 2019. Acrylic on linen, 60 x 50 cm

Картина представляет собой яркое воплощение слияния публичного и частного, Востока и Запада, реального и вымышленного. Запечатлев лёгкий обыденный момент, когда Чэнь в нижнем белье листает свой смартфон, а собака грызет его лодыжку в библиотеке, картина в натуральную величину соединяет откровенность частного момента с исторически общепринятым каноном искусства на заднем плане. На вопрос о хвосте собаки, виляние которого передают свободные мазки кисти художника, что несвойственно любой другой его картине, Чэнь ссылается на мангу. “До того, как манга построила свой визуальный язык, две линии по обе стороны руки не означали размахивания, – говорит он, - и это мой способ связать себя с историей искусства.”

✨✨✨✨✨✨✨✨

Добро пожаловать на канал "Служба доставки вдохновения"! Здесь можно найти статьи об искусстве из зарубежных СМИ, переведённые на русский язык.

Понравилась статья? Отблагодари переводчика лайком и/или репостом! ;)