Мне почему-то кажется, что всё больше растёт актуальность темы - нехватка бюджета. А как следствие - снижение расходов. Однако, огромное количество решений по этому вопросу, с которыми я сталкивался или о которых слышал, были мягко говоря показателями крайней необдуманности и плачевной необразованности.
Первостепенно, для решения данной проблемы хотелось бы заняться лингвистикой и призвать Вас заменить действие и отношение к данной ситуации со слова расходы на слова инвестиции. Стоит упомянуть, что в огромном количестве изданий и научных работ используется именно термин «инвестиции». Давайте теперь разберём 2 этих слова. Расходы - это затраты в процессе хозяйственной деятельности, приводящие к уменьшению средств предприятия. Инвестиции - это вложения средств, в целях создания новых и модернизации действующих предприятий, освоения новейших технологий и техники, увеличения производства. Разница ясна. Расходы ведут к разорению компании, инвестиции же ведут к росту. Данная перестройка вашего восприятия поможет оптимизировать объёмы инвестиций (в том числе цена товара или услуги) и добиться максимально продуктивной работы. А развитая оценка инвестиций позволит Вам понять на чём можно сэкономить без вреда для результата.
Далее, давайте всё же вспомним пару примеров нерационального снижения расходов.
- Первый пример, это пример, когда используя только инструменты маркетинга становятся выше здравого смысла и экономики в целом. Это практикуют несколько известных российских маркетологов, при этом имея книги и обучающие людей. А именно, искусственное занижение цены тем самым стимулируя приток клиентов. С одной стороны всё круто, в конкуренции когда вы предоставляете цену ниже рынка, тогда клиент при остальных равных выберет экономию. Однако, давайте вспоминать, из чего формируется цена? Ошибка предполагать, что только Ваше качество или Ваши затраты формируют цену. Есть ещё репутация, упаковка, свобода поиска и другие факторы. Если Ваш у Вас не достаточно прибыли и ради увеличения клиентов не всегда стоит снижать затраты, иногда их нужно перераспределить или даже увеличить. Первая причина того, что вместо реальной оценки цены вы снижаете цену - это то, что от избыточной загрузки сотрудников Качество продукта упадёт. Необходимо качественно отслеживать загруженность сотрудников и опираясь на это уже выставлять цену. Вторая причина вообще на поверхности, при нерабочем инструменте привлечения клиента, стимуляция цены может привести Вас к замкнутому минусу. Прибыль уменьшается - инвестиции уменьшаются - качество падает - клиенты уходят - прибыль падает и возвращаемся к первому пункту.
- Далее моё любимое, инвестиции в сотрудников. Первостепенно давайте разберём выды зарплат. В целях экономии многие работодатели выставляют исключительно процент с продаж. А другие выставляют исключительно фиксированный оклад. Зарплата выступает инструментом мотивации сотрудника работать. И стоит различать виды работ по их функционалу. Процентные зарплаты подходят сотрудникам, результат работы которых зависит от количества клиентов. Пример неудачной политики в корпорации Адидас. Корпорация решила перестроить зарплаты продавцов для снижения затрат. Результат не заставил себя долго ждать прибыли Адидас сразу же упали прямопропорционально мотивации продажников. А вот с фиксированной зарплатой формат другой. Здесь именно важно качество и скорость проделанной работы. А назначая ставку вы чётко оговариваете, за что сотрудник получит ставку, за что он получит больше и какие причины могут повлиять на удержание части или всей зарплаты.
- Экономия на обеспечении работоспособности и квалификации сотрудников. Здесь важно учитывать необходимость обучения создания комфортных (не расслабляющих) условий, а так же выбор дешёвых в угоду более профессиональных (не путать с известностью, хотя и это бывает полезно).
- Экономия на рабочем пространстве. Важно учитывать, что в современных реалиях экономия на рабочем пространстве необходима, но иногда она проводится нерационально. Важно учитывать, что офис в центре города, где расходы явно выше, чем в более дешёвых районах бывает необходим, но иногда это лишь излишние расходы. Но в реалиях удалённой работы не всегда необходим большой офис.
- Экономия на сырье. Опять же, как и везде необходима золотая середина для Вашей ца. Слишком дешёвое сырьё = падение качества, слишком дорогое сырьё = увеличению издержек.
Продолжать данный список можно бесконечно, а перечислять ошибки современного общества можно ещё дольше. Но я уверен, их можно избежать, если более обдуманно и осознанно отнестись к расходам не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе.