Это несложно! Ниже удобное руководство 😄
- Если это фортепианная музыка, которую слушает злодей в кино, это Бах.
- Если много людей вокруг кричат «аллилуйя», это Гендель.
- Если это саундтрек к чему-то более или менее относящемуся к XVIII веку, это Моцарт.
- Это никогда не Гайдн.
- Если это очень драматично и звучит оркестр, это Бетховен.
- Если это саундтрек к документальному фильму о нацистской Германии и звучит трагично, это Брамс.
- Если это саундтрек к документальному фильму о нацистской Германии и звучит страшно, это Орф.
- Если это саундтрек к документальному фильму о бывшем Советском Союзе, и это звучит грустно, это Пярт или Шнитке.
- Если это саундтрек к вертолётной атаке во Вьетнаме, это Вагнер.
- Если это фортепианная музыка, которую слушает кто-то задумчиво сексуальный, это Дебюсси.
- Если кто-то катается на льду и это оркестровая музыка, это Равель.
- Если кто-то кричит по-итальянски и это сопровождает спортивное событие, это Пуччини.
- Если кто-то безумно кричит и это звучит как случайный набор звуков из психоделического фильма ужасов, это Шёнберг.
- Если это хор монахов, которые постоянно поют одно и то же, это григорианский хорал.
- Если это гипнотически повторяется и является саундтреком к покадровой городской съёмке, это Филипп Гласс.
А если серьёзно, даже если человек не является классическим музыкантом, слушая достаточно музыки, он начинает замечать разницу между разными эпохами (средневековье, ренессанс, барокко, классика, романтика).
Кто-то (возможно, это был пианист и музыковед Charles Rosen) сказал, что вы можете посмотреть на страницу музыки Баха и не угадать, когда она закончится, но если вы посмотрите на страницу музыки Бетховена или композиторов позже, чем Бетховен, это будет очевидным. Композиторы разных эпох имели разное ощущение крупной формы: окончания Баха гораздо короче и лаконичнее, чем у Бетховена. Кода второй части пятой симфонии Бетховена занимает около восьми страниц!
Затем вы начинаете замечать разницу между разными композиторами в одной эпохе. Мне потребовалось некоторое время, чтобы понять разницу между Гайдном и Моцартом, и мне всё ещё трудно выразить её словами, хотя я уже слышу эту разницу, несмотря на то, что они были друзьями и оказывали влияние друг на друга.
С другой стороны, например, жизни Палестрины (1525 - 1594) и Джезуальдо (1566 - 1613) частично перекрываются (Джезуальдо было 28 лет, когда Палестрина умер), и довольно легко «узнать» мессу Палестрины в мотете Джезуальдо.
У некоторых композиторов есть свои стилистические «подписи». У Хиндемита был свой довольно специфический подход к гармонии, что делает его работу очень узнаваемой. Шёнберг узнаваем почти сразу, и моя шутка о нём выше не значит, что я не люблю его музыку. Бенджамин Бриттен и Игорь Стравинский оба любили остинато (повторы одних музыкальных фраз на фоне других), но использовали их совершенно по-разному. Однако, Бриттен может звучать «как Стравинский» только потому, что они оба использовали похожие инструменты.
Несмотря на весь юмор в начале, всё же есть определённые формальные вещи, которые могут подсказать вам, кто написал произведение. Если это очень мелодичная песня, исполняемая на немецком языке в сопровождении фортепиано, есть очень и очень хороший шанс, что она принадлежит Шуберту, потому что он написал очень много (хороших) именно таких песен, и лишь немногие композиторы могут с ним в этом поспорить. Если это поётся на французском языке, это не может быть он, потому что он не сочинял песни с французскими текстами.
То же самое касается многих других авторов, особенно XIX века, когда композиторы преисполнились националистической гордости и начали сочинять вокальные произведения только на национальном языке. (Например, в эпоху Моцарта оперы гораздо чаще были на итальянском языке, и ему пришлось настаивать на том, чтобы использовать немецкое либретто.)
В XX веке композиторы расслабились, стали более космополитичными и снова начали писать музыку к текстам на иностранных (для себя) языках.
Если музыка начинается с инструментальной части, есть немного хорового пения на немецком языке, а затем немного сопровождаемого речитатива, предпочтительно с некоторыми упоминаниями Бога, а затем ария, есть очень хороший шанс, что это кантата И. С. Баха, потому что его кантаты имели тенденцию принимать именно такую форму.
По материалам публикации (англ.). Alex Johnston, «бакалавр по музыкальной теории, музыкальным технологиям и музыкознанию».