Найти тему

Об успехе фильмов «Судная ночь»

Современный кинематограф «заточен» на то, чтобы создавать не отдельные фильмы, а серии. Если кассовые сборы превышают бюджет фильма хотя бы в три раза, скорее всего, будет и продолжение. При этом случаи, когда каждый следующий фильм серии (кроме последнего, являющегося предысторией первой части) лучше предыдущего, встречаются относительно редко. Особенно это касается фильмов со скромным бюджетом.

Одним из таких примеров является серия фильмов "Судная ночь". Мне как любителю криминологии (науки о преступности) все четыре фильма понравились не только затронутой темой, но и глубиной её изучения. Впрочем, последний фильм – «Судная ночь. Начало» - был уже лишним. Если в первом фильме мы увидели чуть ли не шоу в прямом эфире а-ля "Одна ночь из жизни Сэндинов", а во втором действие развернулось во всём городе, то в третьей части уже сами виновники "торжества" (НОА) вышли на сцену.

Третья часть превзошла мои ожидания, причём разница между ожидавшимся и увиденным была сильнее, чем от второй части. В третьей части был целый калейдоскоп отсылок к историческим эпохам. Главные герои увидели и гильотину, и дерево с повешенными (отсылка к Тайбернскому дереву или к Монкофону) и бои один на один на холодном оружии… Проезжая мимо всего этого, кандидат в президенты Чарли Роан спросила: "Как мы докатились до этого?" Действительно, как? Краткий ответ: слишком много вседозволенности ввергло США в пучину преступности (по легенде фильма), и власти решили не столько искоренить преступность, сколько на ней заработать. Посему и основали Судную ночь, когда можно делать что хочешь, и тебе ничего за это после этой ночи по закону не будет.

А в сухом кровавом остатке страна получила то, что заслужила - кажущееся благоденствие в обмен на 12 часов безумия. Не спешите осуждать фильм за фантастичность: не так уж редко поступают предложения убрать из уголовных кодексов чуть ли не треть преступлений (вплоть до причинения лёгкого вреда здоровью и краж), переместив их в область административных нарушений или даже гражданского права. Мол, подобные неприятности «закаляют» людей и делают общество сильнее. Вывод верен лишь в малой части. А в остальной части мы получаем не историю о том, "как закалялась психика", а разочарование угнетённых и равнодушие большинства.

Большие решения требуют большой ответственности.

Вы выступаете за смертную казнь? Не удивляйтесь, если по ошибке будет казнён ваш близкий родственник.

Вы против легализации пистолетов и ружей? Не корите судьбу, когда к вам в дом будут ломиться головорезы, а у вас под рукой ничего подходящего не будет.

Хотите новую революцию? Да не вопрос. Только не смущайтесь, когда приедут за вашей коровой/машиной/урожаем или даже за вами.

Поддерживаете беспорядки? Не злитесь на тех, кто сожжёт ваш автомобиль.

Джеймс Демонако состоялся как режиссёр. Он сумел вовремя «поймать волну» и повернуть историю в нужное русло нужным образом. Именно поэтому я внёс "Судную ночь» в список своих любимых фильмов.

А вам нравится «Судная ночь»?