Постарайтесь вспомнить, что вы делали 10 дней назад, и вы сами поймете можно ли доверять мемуарам и воспоминаниям. Память , это инструмент , который превращает вашу реальную жизнь, в роман который вам нравится. В мемуарах факты извращают всегда, кто меньше, кто больше. Искажают реальность и бессознательно, и сознательно.
Бессознательное искажение, когда информация, оцениваемая как неблагоприятная и разрушающая идеальное представления о себе , пересматривается неправильно. Подсознательно человек пытается сохранять идеальное мнение о себе, чтобы защититься от стыда и потери самоуважения. Все, мы в той или иной степени искажаем информацию. Наше эго, пытается во что бы то ни стало уйти от необходимости хотя бы более или менее адекватно оценивать объективную реальность. Это враньё , самим себе.
Но есть и сознательная ложь, когда человек врет, чтобы обелить себя или ради выгоды, или просто ради красного словца! Есть и люди которые готовы вспомнить все , что им оплатят.
Я не верю в мемуары, так как это не официальные документы , подтвержденные штемпелем и круглой печатью , а просто художественные произведения и в них всегда высказаны собственное мнение человека, густо приправленное сознательной и бессознательной ложью, даже если пишущий воспоминания искренне уверен в их истинности.
Еще больше меня удивляют люди, которые уверенны , что одни мемуары правдивы от слова до слова, а другие ложь до последней запятой, причем в последние годы пошла мода считать например воспоминания советских граждан – ложью, а гитлеровцев – истиной в последней инстанции. Как говорится, «Нет пророка в своем отечестве»!
Но хочется прокомментировать, нет просто показать один из таких мемуаров.
Вот это официальное донесение генерала Э. Рауса от 2 августа 41 года о действиях усиленной 6-ой мотопехотной бригады на Пореченском плацдарме с 14 по 28 июля 1941 г : «Благодаря местным жителям стало известно, что в Ястребиной находится временный вражеский аэродром. Отряд Граберта (Grabert) из 800-го полка специального назначения, усиленный одним взводом 65-го танкового батальона, получил задание напасть на аэродром. От этого предприятия пришлось отказаться из-за сильного налёта штурмовиков около 17.45».
А вот что, написано, об этом же в книге генерал-полковника Э. Рауса "Танковые сражения на Восточном фронте" (М.: ACT: ACT МОСКВА, 2006):
«Боевая группа «Раус» после 3 дней и ночей непрерывной борьбы с силами природы прошла 200 километров. 14 июля в 10.00 наступила кульминация, мы захватили «Ворота Ленинграда», расположенные в 105 километрах от города.
Предыдущий запрос советских самолетов – «Опознайте себя» - получил ответ в самой недвусмысленной форме. 5 наших танков внезапно атаковали соседний русский аэродром в Ястребиной. И снова это была вспомогательная операция, предпринятая по инициативе младшего офицера. Этим офицером был лейтенант II батальона 11-го танкового полка, который захватил вражеского авиационного наблюдателя на колокольне в Ивановском. Этот человек не подозревал о том, что мы захватили мосты. Из допроса пленника, лейтенант узнал об аэродроме в Ястребиной, который находился не более чем в 10 километрах и был занят крупной авиационной частью. Лейтенант размышлял не слишком долго и запросил разрешение нанести русским визит силами 5 танков PzKw-35t своего взвода. Этот запрос был примечателен тем, что ни сам лейтенант, ни его солдаты так и не отдохнули после 3 суток непрерывного марша и буквально валились с ног от усталости. Но я понимал, что Советы вряд ли предложат нам еще одну такую благоприятную возможность, и поэтому ответил: «Разрешение дано. Только постарайтесь вернуться как можно скорее!»
...5 танков молодого лейтенанта также вернулись из рейда примерно в это же время. Танкисты были полностью удовлетворены результатами. Поездка сквозь ангары и по рядам выстроенных на земле самолетов была для них событием исключительным. Действия этих 5 PzKw-35t оказались более эффективными, чем удар множества бомбардировщиков Люфтваффе. По летному полю были разбросаны обломки пылающих самолетов и автомобилей. Языки пламени и столбы черного дыма поднимались высоко в небо и были видны издали».
Неправда ли , в мемуарах данный эпизод выглядит очень красочно, и можно даже сказать романтично. Молодой лейтенант X, на свой страх и риск, со смертельно уставшими подчинёнными, на 5 недотанках чешского производства, разносит в пух и прах крупный аэродром, видно совсем не имеющий прикрытия в виде хотя бы парочки 37-мм автоматов.
А на самом деле:
«Я не знал, как не крути, сидя в танке у реки
Что немецкую колонну стерли в пыль штурмовики»