пока я бронировала свой перелет в азию, заметила кое-что странное. мой самолет почему-то летел через аляску. почему моя авиакомпания так стремится избежать полета над тихим океаном? это какая то ошибка? я случайно записалась на тур по тропам северных оленей? сначала я подумала, что это вопрос безопасности. тихий океан самый большой и глубокий в мире. если самолет попадет в беду над такой бездонной водной пропастью, пилотам будет непросто найти безопасное место для аварийной посадки. на аляске не то чтобы полно международных аэропортов, но это все таки лучше, чем садиться посреди океана. а неплохой рекламный слоган между прочим. аляска хотя бы лучше, чем утонуть. ладно, аляска, прости. на самом деле, догадка о том, что это мера предосторожности не так далека от истины. планируя маршрут многие пилоты предпочитают иметь по пути как можно больше аэропортов. аварии случаются крайне редко, по сравнению с количеством самолетов, взлетающих каждый день, но вряд ли есть что-то опаснее, чем потерять двигатель на высоте 10000 метров посреди тихого океана. однако, это все же не главная причина того, почему пилоты не любят летать с востока на запад по прямой. в конце концов, все сводится к экономии топлива и времени. не забывайте, что авиакомпания это бизнес. бизнес, чей доход зависит от того, насколько быстро и дешево можно перевезти пассажиров между точками. люди также предпочитают добираться до места назначения как можно быстрее, так что в этом компании и пассажиры согласны. короче говоря, что для меня не характерно скорость. обычно главный фактор, определяющий маршрут полета, за исключением особых обстоятельств, таких как пролет через струйные течения, или другие погодные явления, самый быстрый маршрут. почти всегда проходит по прямой. но погодите, взгляните на этот маршрут. где вы тут видите прямую линию? нигде. потому что мы смотрим на него на плоской карте. но ведь наши планеты не плоские, верно. это может быть сложно, поскольку мы привыкли смотреть на мир в двухмерной проекции. если вы не из тех, кто достаёт глобус каждый раз, когда нужно посмотреть где находится тот или иной город, то вы пользуетесь картой на плоскости. гигантская дуга вокруг тихого океана выглядит куда длиннее нужного, но поскольку земля круглая более или менее, но об этом позже, то в трехмерной проекции прямая линия будет выглядеть совсем иначе. давайте проведем небольшой эксперимент. у вас есть под рукой глобус? да я же только что сама сказала, что почти все пользуются картами. ладно покажу на своем. я кладу один конец шнурка на лос-анжелес, а второй на токио. если натянуть шнурок, вы заметите, что он проходит не совсем параллельно линиям широт на глобусе. вместо этого он немного извивается, следуя изгибам линии земли, которую я приобрела в магазине канцелярии за углом.на практике этот эффект еще заметнее. поскольку, мой глобус не идеально воспроизводит планету. проблема как раз в том, что он слишком идеален, в отличие от глобуса. сфера, она немного шире посередине. прямо как я после праздников. эй, кто это написал глядя на снимки из космоса? заметить разницу сложно планета, так огромна, что упустить из виду пару сотен километров не так уж трудно. но смотрите, если взять гигантский шнурок, и измерить окружность земли через полюса, у вас выйдет 40 тысяч восемь километров шнурка. а если то же самое проделать по экватору, то длина увеличится до 40072 километров. спрашивается, почему? а потому, что наша планета вращается вокруг своей оси. вы когда-нибудь крутились в детстве на карусели? очень-очень быстро. помните ощущение, словно вас сейчас выбросит с неё. я помню, только как меня тошнило. не самое мое любимое развлечение. так вот, нечто похожее происходит из середины и земли. когда она вращается, сила заставляет ее выпирать. да она крутится с достаточной для этого скоростью. если есть тут, те кто читает нас ч экватора, то вы двигаетесь на скорости
1600 километров в час.разница в 64 километра в ширине земли кажется небольшой, но когда дело касается площади целой планеты, то небольшое увеличение масштаба может иметь серьезные последствия. сочетание двух факторов изгиба земли и дополнительной ширины по экватору отличный химизм, означает, что если держаться ближе к полюсам, то расстояние будет меньше, чем при перелете кажущемся прямым на карте. конечно, все это не значит, что самолеты никогда не пересекают тихий океан. людям ведь надо как-то попадать в австралию. наверное я не большая любительница гигантских насекомых и пауков, но каждому свое. без обид, австралия. так вот. самолеты иногда летают над открытым морем. во избежание гроз они могут летать выше некоторых погодных явлений вроде ураганов и тропических штормов. но такие казалось бы, обычные грозы могут стать настоящей проблемой. облака достигают высот до 20 тысяч метров, и самолетом рекомендуется облетать их вокруг, насквозь, или выше. современные воздушные суда практически неуязвимы для плохой погоды, но сильная турбулентность может привести к травмам у пассажиров и экипажа, пока их вместе с вещами швыряет по салону. мораль такова. всегда пристегивайте ремни безопасности. ещё одна причина, по которой самолеты иногда летают над океаном - это более гладкий маршрут. даже в ясную погоду над водой турбулентность слабее, чем над сушей. все потому, что основной источник турбулентности это теплый воздух, поднимающийся с земли. вода распределяет тепло куда лучше, чем суша, так что перелета над океаном зачастую гораздо спокойнее.