Мода и ресторанный бизнес, как самые быстро реагирующие сферы деятельности, уже сделали свои прогнозы о том, как изменится наш мир после пандемии. Предсказывают общее снижение потребления, переход в онлайн и доставку, развитие баров в зуме и многое другое. Крупные застройщики реагируют не так быстро, но не менее основательно. Как может измениться привычный рынок жилищного строительства, рассуждает специалист по маркетингу Группы ЦДС Кукушкина Наталья.
1. Переход большинства сделок в онлайн.
Пандемия просто ускорит уже наметившуюся тенденцию. Немногочисленные офисы будут переоборудованы с учётом требований «безопасной торговой среды». Сайты застройщиков превратятся в нечто вроде интернет-магазина, где каждую квартиру можно будет посмотреть, покрутить, расставить мебель.
2. Миграция из больших городов.
Нас ждёт трансформация мегаполисов, где люди живут скученно, перемещаются в общественном транспорте, регулярно посещают массовые мероприятия. Удалённая работа позволит людям уехать в малые города или в сельскую местность, быть ближе к природе и меньше платить за жильё. Культурные учреждения, бары, университеты и, самое главное, часть занятости перейдут в онлайн-формат, так что люди будут жить там, где дешевле, где есть быстрый интернет и доставка продуктов.
3. Изменение стандартов инженерных сетей и потребления коммунальных услуг.
Вслед за ростом числа людей, которые работают, учатся и развлекаются из дома придёт увеличение нагрузки на все инженерные сети: электричество, канализация, водопровод. Изменятся требования к оснащению дома, возможно повсеместно распространятся фильтры очистки воздуха и воды, появится какой-нибудь трубопровод для бесконтактной доставки с улицы прямиком в квартиру. Значительно повысятся требования к шумоизоляции не только в рамках дома, но и внутри одной квартиры, поскольку члены одной семьи могут одновременно проводить конференцию, онлайн урок и делать зарядку под музыку. Все эти моменты нужно будет учитывать на этапе проектирования. Соответственно, в перспективе 3-5 лет возрастёт востребованность профессии инженер в жилищном строительстве.
4. Трансформация квартир в гибридные помещения.
Люди больше проводят времени дома, значит, нужны отдельные помещения для всех членов семьи и их занятий. Спортзал, кабинет для работы, кинотеатр с 100% звукоизоляцией и без окон. Помещения для частного проживания будут увеличиваться по площади, обрастать дополнительным функционалом, что неминуемо приведёт к изменению нормативов инсоляции, площади комнат, высоте потолков и пр. Балкон, лоджия, терраса, а ещё лучше – отдельный палисадник под окнами будут иметь дополнительную ценность, как возможность контактировать с окружающим миром и природой. Если исчезнут общие дворы для совместных прогулок, то их роль будут выполнять индивидуальные балконы и террасы с озеленением от застройщика. Общим требованием может стать санузел при входе в квартиру либо даже специальный гигиенический блок при входе в подъезд.
5. Изменение структуры коммерческих помещений.
На смену опен-спейсам, спортзалам, лекториям, конференц-залам то есть, тем помещениям, где предполагается взаимодействие с другими людьми, придут «индивидуальные капсулы работы и отдыха», откуда можно давать видео-уроки и тренировки, вести сеансы психотерапии, играть концерт и пр. Там же можно устроить виртуальную вечеринку или тренировку с друзьями. Коммерческие помещения на первых этажах исчезнут, их заменят дорогие квартиры с личными палисадниками, зато могут появиться «индивидуальные капсулы работы и отдыха» на верхних этажах со стеклянными крышами, которые застройщик будет продавать либо сдавать жильцам.
6. Повышение престижа профессии работника сферы ЖКХ.
Речь идёт о наших невидимых героях: уборщиках, дворниках, техниках, диспетчерах, мастерах, управляющих. Именно они поддерживают на плаву этот сложный механизм городского хозяйства и обеспечивают ежедневную гигиену и безопасность в межквартирных коридорах, подъездах и других местах общего пользования.