Найти тему
Заметки психолога

Кто такие родители – вертолеты. И чем такое воспитание вредит ребенку.

Я об этом термине узнала от дочери моей американской подруги, которая в разговоре сказала: "- А, так у них мама-вертолёт". Как это? У нас хоть термина такого нет, но родителей таких достаточно много. Это те родители, которые «нависают» над своими детьми, постоянно держат все под контролем и никак не отрежут пуповину. Причем возраст детей далеко не детсадовский. В Америке и Европе даже учителя знают этих «вертолётных родителей» и стараются ограждать от них детей.

Мне как-то жаловалась клиентка, у которой дочь учится в Англии, что, когда она позвонила в колледж, чтобы узнать, как учится ребенок, и внесла ли она оплату за семестр, ей вежливо ответили, что такую информацию её взрослая самостоятельная дочь может дать сама. Клиентка была возмущена, так как она платит за образование, но почему-то ее не возмутил тот факт, что о делах дочери она спрашивает у посторонних людей, тем самым показывая свое недоверие дочери.

Это те родители, которым в сущности наплевать на психологическое здоровье своих детей. И еще очень интересный факт, согласно исследованиям, проводимыми американскими психологами, именно эти родители чувствуют себя счастливыми. А как же дети? А здесь речь о них не идет. Мама волнуется, мама боится, мама тревожная, но вместо того, чтобы заниматься своей жизнью, мама переключает всё свое внимание на ребенка, контролирует каждый шаг и «устраивать» его жизнь.

Между ребенком и внешним миром создается буфер родительской гиперзаботы, парализующий волю и желания ребенка. Что происходит с такими детьми? Они вырастают тревожными, неуверенными в своих силах, неспособными принимать решения и брать на себя ответственность.

Как правило, варианта бывает два, ребенок или бунтует и отстаивает свои границы, чем вызывает неодобрение матери, обвинения в неблагодарности. Он отделяется, но потом всю жизнь испытывает глубокое чувство вины перед «любящими» родителями.

К сожалению, наиболее часто, встречается второй вариант: ребенок остается инфантильным и безынициативным, отказывается от своих желаний и чувств, потому что просто не может увидеть и распознать их, отделить от родительских. Так формируется депрессивная личность.

Родители должны понять, что ребенок должен учиться на своих ошибках, видеть результаты своих поступков и решений, задача родителей поддержать, направить, создать эмоциональную безопасность и близость с ребенком. А не проживать жизнь за своих детей. Еще Карл Юнг сказал: Нет ничего хуже для ребенка, чем непрожитая жизнь его родителей.

Живите своей жизнью, своими интересами, будьте счастливы! И тогда ваш ребенок будет счастливым и уверенным в себе.

Все, что ребенок может делать сам, начиная с младшего дошкольного возраста: одеться, завязать шнурки, постель застелись, со стола убрать, пусть делает. Не поправляйте, не исправляйте и не критикуйте, он всему научится, просто доверяйте вашему малышу и дайте ему столько времени, сколько потребуется.

Не навязывайте ребенку свои цели и желания.

Поощряйте желания ребенка принимать самостоятельные решения и брать на себя ответственность за свои слова и поступки.

Не формируйте выученную беспомощность в своих детях.