Легенда
История шумерского потопа начинается с сотворения мира, “Черноголовых людей " (шумеров), а затем и животных. Шумерские боги, совершающие акт творения-Ан, Энлиль, Энки и Нинхурсаг-оставались одними из самых могущественных шумерских божеств на протяжении веков, пока их не затмили Аморейские богословские парадигмы при Хаммурапи Вавилонском (1792-1750 гг. до н. э.) и позднее ассирийцы. После сотворения людей и животных боги издают указ о создании городов, начиная с Эриду, который считался самым древним городом в мире. Каждый из городов отдан под надзор Бога – таким образом, устанавливается традиция каждого города, имеющего своего бога-покровителя – и, по-видимому, делается ссылка на дальнейшее создание ирригационных систем.
После этой части повествования отсутствует ряд строк, которые должны были бы объяснить, почему боги Ан и Энлиль-лидеры шумерского пантеона-решили уничтожить человечество Великим потопом. В поздних Атрахасиях причина заключается в том, что люди становятся слишком многочисленными и слишком громкими и нарушают покой Энлиля. В Атрахасисе Энлиль посылает на землю засуху, затем чуму, а затем голод, чтобы уменьшить население и утихомирить рев людей, но каждый раз Энки (бог мудрости и друг человечества) говорит людям, что они должны сделать, чтобы обратить вспять язвы Энлиля, и они могут продолжать жить по-прежнему. Вероятно, эти детали также появились в более ранней шумерской истории о потопе, где Энки играет ту же роль.
Затем история продолжается, отмечая, как все боги дают клятву-предположительно, что они не будут вмешиваться в решение Ан-Энлиля уничтожить человечество – и затем вводится центральный персонаж сказки: Зиудсура, царь города Сурупак и жрец. Поскольку Энки, по-видимому, дал клятву не вмешиваться в потоп вместе со всеми другими богами, он не может предупредить Зиудсуру напрямую и поэтому говорит со стеной, зная, что Зиудсура по ту сторону ее услышит его. В этом месте не хватает еще нескольких строк, которые бы подробно описывали создание Зиудсурой большой лодки, которую он наполнил животными и “семенем человечества”.
Повествование возобновляется описанием потопа, который бушует семь дней и семь ночей, пока море не успокоится и не появится Уту (Уту-Шамаш, бог солнца). Зиудсура делает отверстие в борту лодки, и Уту, в виде солнечных лучей, входит внутрь. Зиудсура покорно приносит жертву Богу, но то, что происходит после, теряется из-за еще большего количества недостающих строк. В конце концов Ан и Энлиль, похоже, раскаялись в своем решении, поскольку они благодарны Зиудсуре за то, что он сохранил их творения. Они даруют ему вечную жизнь в раю Земли Дилмун. Судя по фрагментам таблички, кажется, что история продолжилась после этого кажущегося заключения еще на 39 строк, но содержание потеряно.
Текст
Следующий текст взят из литературы Древнего Шумера под редакцией ученых Джереми Блэка, Грэма Каннингема, Элеоноры Робсон и Габора Золеми. Начальная строка, отсылающая к прекращению "уничтожения моих созданий", может предполагать, что боги изначально дали людям долгую жизнь в качестве соработников с богами, которые возьмут на себя их труд и сделают землю приятной для них, как рассказано в Атрахасисе. В этой более поздней работе, после потопа, боги принимают меры, чтобы ограничить человеческую продолжительность жизни и увеличить смертность, и эти детали, возможно, составили недостающий текст из более ранней шумерской истории о потопе, которая следует ниже:
Вывод
Шумерский рассказ о потопе считается первым письменным изложением популярного мифа о всемирном потопе, посланном божественной силой, который появляется почти в каждой культуре Древнего мира. Кажущаяся универсальной трактовка одной и той же истории наводит некоторых на мысль, что когда-то должно было произойти такое событие, на которое люди разных культур, независимо друг от друга, откликнулись созданием этой истории.
Современные ученые склонны отвергать эту интерпретацию и вместо этого предполагают, что ранняя история Великого Потопа и гибели человечества нашла отклик у древней аудитории и стала широко повторяться, путешествуя по торговым путям из одного региона в другой. Каждая культура адаптировала эту историю к своим собственным потребностям и видению, и поэтому оригинал был изменен в большей или меньшей степени, поскольку он был рассказан – а затем записан – в разных местах.
Концепция гнева Бога – или коллективного неудовольствия многих богов-вызывающего катастрофические события, понималась просто как то, как мир работал древними цивилизациями по всему миру. История Великого Потопа могла бы послужить целому ряду целей, но в первую очередь она объясняла сотворение мира таким, каким его знали люди, и в то же время настоятельно советовала им уделять больше внимания Божественной воле в своей повседневной жизни.
В каждой версии истории о потопе, упомянутой выше, боги – или Бог-раскаиваются в своем решении – в истории Бытия Бог даже помещает радугу в небо как обещание, что он никогда больше не затопит мир; но для древних людей это не означало бы, что Божественное не могло бы так же легко послать какое-то столь же страшное наказание за нарушение человеческой воли в какой-то момент в будущем, когда бы оно ни захотело. Тогда эта история побудила бы людей ошибиться в сторону осторожности, придерживаясь религиозно-культурных предписаний, чтобы сохранить добрую волю божества или божеств, которые могли бы так же легко разрушать их жизнь, как и поддерживать.