Шумерский рассказ о потопе (также известный как бытие Эриду, шумерский миф о сотворении мира, шумерский миф о потопе) - самый древний Месопотамский текст, повествующий о великом потопе, который появится в более поздних произведениях, таких как Атрахасис (17 век до н. э.), Эпос о Гильгамеше (около 2150-1400 гг. до н. э.) и – самое известное – история Ноя и его ковчега из библейской Книги Бытия (около 1450 г. до н. э.). Эта история датируется примерно 2300 годом до н. э. в своей письменной форме, но считается гораздо более древней, сохранившейся устной традицией до тех пор, пока она не была представлена в письменном виде.
Сохранившаяся работа сильно повреждена, в ней отсутствует ряд важных строк, но ее все еще можно прочитать и легко понять как раннюю историю Великого Потопа. Ученые, изучавшие этот текст, обычно полагаются на более поздний аккадский / Вавилонский Атрахасис – который рассказывает ту же самую историю, чтобы заполнить пробелы недостающего текста из сломанной таблички. Эта история, скорее всего, повлияла на египетскую "историю потопа", известную как книга Небесной Коровы (датируемая, в частности, первым промежуточным периодом Египта, 2181-2040 гг. до н. э.), но, несомненно, послужила источником вдохновения для более поздних месопотамских работ, а также библейского повествования о Ное.
Впервые эта история была обнаружена в 1893 году н. э., в период широкомасштабных экспедиций и раскопок по всей Месопотамии, финансируемых западными учреждениями. Добрым человеком в этой версии сказки, избранным, чтобы пережить потоп и сохранить жизнь на Земле, является царь-жрец Зиудсура из города Сурупак (чье имя означает “жизнь долгих дней”). Эта же фигура появляется как Атрахасис (”чрезвычайно Мудрый“) в более позднем произведении, носящем его имя, как Утнапиштим (”он обрел жизнь“) в Эпосе о Гильгамеше и как Ной (”покой “или” мир") в Книге Бытия.
Экспедиции И Открытия
В 19 веке нашей эры западные институты, включая музеи и университеты, финансировали экспедиции в Месопотамию в надежде найти вещественные доказательства, которые подтвердили бы историчность библейских повествований. В 19 веке нашей эры наблюдалась беспрецедентная практика все более критического прочтения Библии, которая ставила под сомнение давние верования относительно ее божественного происхождения и предполагаемой непогрешимости.
В наш век скептицизма публикация книги Дарвина "Происхождение видов“ в 1859 году предполагала, что люди, вместо того чтобы быть сотворенными Богом, произошли от приматов. В 1882 году немецкий философ Фридрих Ницше опубликовал свою работу "Веселая наука“, содержащую знаменитую фразу:”Бог мертв, и мы убили его", намекающую на кажущийся триумф техники и секуляризма над традиционной религиозной верой.
До возникновения светского скептицизма и даже в период, когда писали Дарвин и Ницше, Библия считалась самой древней книгой в мире, полностью оригинальной и божественного происхождения. Эта точка зрения была поддержана работой архиепископа Джеймса Ушера (1581-1656 гг. н. э.), создателя хронологии Ушера, которая, опираясь в первую очередь на Книгу Бытия и ссылаясь на другие библейские повествования, датирует сотворение мира 22 октября 4004 года в 6 часов вечера. Поскольку Библия была написана Богом, она была непогрешима и ей можно было доверять не только в датировке возраста Земли, но и в любом другом аспекте человеческого существования.
Экспедиции, посланные в Месопотамию, должны были найти доказательства, подтверждающие эту точку зрения, но обнаружили прямо противоположное. Клинописные таблички, расшифрованные с середины XIX века н. э., прямо противоречили традиционному взгляду на Библию, поскольку они содержали ряд историй, мотивов и символов, которые появились в библейских повествованиях и предшествовали им; среди них была шумерская история о потопе, первое известное повествование о сказке, известной людям того времени как Ноев Ковчег.
Сильно поврежденная табличка была обнаружена в руинах древнего города Ниппур экспедицией, финансируемой Пенсильванским университетом в 1893 году н. э. Она оставалась непереведенной до 1912 года, когда немецкий Ассириолог Арно Поэбель (1881-1958 гг. н. э.) расшифровал ее в рамках своей работы в Пенсильванском университете. Существование добиблейского повествования о потопе Ноя наводило одних на мысль, что традиционное толкование Библии нуждается в переосмыслении, а других-что месопотамское повествование о великом потопе подтверждает библейскую историю, только с другой точки зрения.
Британский археолог сэр Леонард Вули (1880-1960 гг. н. э.) оспорил это последнее утверждение в своих раскопках на руинах древнего Ура в 1920-х годах н. э. Во время сезона раскопок 1928-1929 годов Вули погрузил ряд шахт в почву и определил, что в этом регионе произошло значительное наводнение, но это было локальное, а не глобальное событие и, кроме того, не было единичным случаем, а произошло несколько раз, когда реки Тигр и Евфрат вышли из берегов.
Раскопки Вули были повторены в других местах Месопотамии другими археологами, которые пришли к тому же выводу. Историчность и оригинальность библейского повествования о великом потопе больше не могли быть сохранены, и хронология Ашшера была оспорена и отвергнута учеными (хотя и то, и другое до сих пор поддерживается христианами в наши дни, которые поддерживают так называемую точку зрения молодой Земли).
Небольшая табличка с шумерской историей о потопе, найденная в Ниппуре, в которой отсутствовала большая часть ее повествования, предоставила Вули академическую свободу делать такие утверждения о потопе в 1920-х годах нашей эры, которые были бы немыслимы всего лишь столетие назад.
Продолжение следует...