Николай Караченцов родился 27 октября 1944 года в Москве, на Чистых прудах.
Отец — Петр Яковлевич Караченцов (1907—1998) много лет проработал в журнале «Огонек» художником-графиком, заслуженный художник РСФСР (1967).
Мать — Янина Евгеньевна Бруна́к (1913—1991), балетмейстер -постановщик, ставила спектакли в крупнейших музыкальных театрах, участвовала в постановке спектаклей в Большой театре, Казанском музыкальном театре, Музыкальном театре Улан-Батора в Монголии, вела балетное училище и организовала Первый национальный ансамбль Вьетнама, работала в Сирии, в Лондоне.
Творческая жизнь
Театр
В 1963 году поступил в Школу-студию МХАТ (курс В,К,Монюкова), которую окончил с отличием в 1967 году. Член КПСС с 1968 года. Его роли в студенческих спектаклях «Метелица» и «Иван Васильевич» получили высокую профессиональную оценку. Обычно выпускников школы автоматически «распределяли» во МХАТ, но в 1967 году в Театре имени Ленинского комсомола (с 1991 года — «Ленком»), в связи с уходом с поста главного режиссёра Анатолия Эфроса, сложилась катастрофическая ситуация недобора актёрского состава, и Караченцов в числе десяти лучших студентов был распределён в этот театр. Среди его первых работ — постановки, поставленные ещё Эфросом: спектакли «104 страницы про любовь», «Мой бедный Марат», «Снимается кино», «Страх и отчаяние в третьей империи», «Прощай, оружие!». Приход в 1973 году в театр Марка Захарова перевернул жизнь театра. После успешной пробы Караченцова в первом спектакле «Автоград 21» (1973), Захаров пригласил актёра на главную роль Тиля Уленшпигеля в своём следующем спектакле «Тиль» (1974). Пьесу по роману Шарля де Костера сочинил драматург Григорий Горин, а музыку к постановке написал композитор Геннадий Гладков. Спектакль произвёл эффект разорвавшейся бомбы: острые реплики, непривычно смелые зонги. Великолепно сыгранный Караченцовым образ Тиля — шута, хулигана и бунтаря — стал «кумиром» советской молодёжи 1970-х, а роль Тиля Уленшпигеля принесла ему репутацию синтетического актёра — певец, мим и акробат. Из репертуара театра «Тиль» был снят лишь в 1992 году. Заслуженной известностью пользовалась также рок-опера композитора Алексея Рыбников «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (по мотивам поэтической драмы Пабло Неруды), поставленная Марком Захаровым в 1976 году. В ней Караченцов сыграл сразу две роли — главаря рейнджеров и Смерть. Эта постановка шла в театре вплоть до 1993 года.Николай Караченцов
в рок-опере «Юнона и Авось»
Самой же известной театральной работой Караченцова является роль графа Резанова в рок-опере «Юнона и Авось» — спектакле, ставшем визитной карточкой «Ленкома». Премьера состоялась 9 июля 1981 года (музыка Алексея Рыбникова, либретто Андрея Вознесенского). Поскольку Караченцов на тот момент не обладал нужным уровнем вокального мастерства, он в процессе работы над спектаклем стал брать уроки у музыканта Павла Смеяна, который играл в «Юноне…» роль Главного сочинителя. При этом существовала своеобразная вокальная поддержка — во время спектаклей Смеян «вытягивал» за Караченцова высокие ноты, которые тот не мог взять.
В 1983 году спектакль был записан по трансляции для телевидения и в том же году знаменитый французский кутюрье Пьер Карден представил «Юнону и Авось» французской публике в театре «Эспас Карден» в Париже, затем последовали триумфальные гастроли по всему миру: спектакль был показан в США, Германии, Нидерландах и других странах. Караченцов стал одним из ведущих актёров Ленкома, Захаров начал привлекать его к участию во многих спектаклях. В театре Караченцов сыграл десятки ролей в постановках всех жанров: драмы, мюзиклы, комедии, рок-оперы. Его герои — совершенно разные по характеру, но всегда выразительные, запоминающиеся. Вниманием зрителей пользовались такие постановки с его участием, как «Оптимистическая трагедия», «Диктатура совести», «Школа для эмигрантов», «…Sorry», «Чешское фото». Среди последних театральных ролей актёра —светлейший князь Александр Меншиков в «Шуте Балакирева» и Доменико Сориано в «Городе миллионеров».
Кино
В кино Николай Караченцов начал сниматься в 1967 году: первыми фильмами с его участием стали «Штрихи к портрету В. И. Ленина», «…И снова май». Но активно сниматься в кино он начал только после триумфа «Тиля». Марк Захаров не задействовал его в своих экранных работах, за исключением небольших ролей в телевизионных лентах «12 стульев» (1976) и «Дом, который построил Свифт» (1982). Тем не менее уже в начале своей кинокарьеры Караченцов сыграл одну из лучших своих ролей — Бусыгина в экранизации пьесы Александра Вампилова «Старший сын» (1975). Эта роль принесла ему первую известность. Начиная со второй половины 1970-х годов Караченцов становится одним из наиболее снимаемых актёров; все сложные каскадёрские трюки в картинах он всегда исполнял сам. В 1976 году он пробовался на роль Волка в музыкальную детскую картину «Мама», но в результате эту роль режиссёр Элизабет Бостан отдала Михаилу Боярскому. Николай Караченцов с равным успехом снимался в фильмах различных жанров — музыкальных, детских, приключенческих, драматических.
Популярности ему прибавили роли в таких картинах, как «Собака на сене», «Благочестивая Марта», «Ярославна, королева Франции», «Приключения Электроника», «Трест, который лопнул», «Белые росы», «Батальоны просят огня», «Человек с бульвара Капуцинов», «Раз, два — горе не беда!», «Криминальный квартет», «Светлая личность», «Дежа вю», «Ловушка для одинокого мужчины», «Чокнутые», «Петербургские тайны», «Королева Марго», «Досье детектива Дубровского», «Тайны дворцовых переворотов» и многие другие. Всего в послужном списке Николая Караченцова более 100 ролей в кино. Он также работал на дублировании зарубежных фильмов, озвучивал на русском языке многих персонажей французского актёра Жан-Поля Бельмондо. Кроме того, принимал участие в озвучивании многих мультфильмов, много работал на телевидении и радио.
Общественная деятельность и увлечения
С начала 1990-х годов Караченцов долгие годы являлся председателем жюри фестиваля актёрской песни имени Андрея Миронова.
В 1991 году избирался секретарём Союза театральных деятелей России. Является академиком Российской академии кинематографических искусств «НИКА».
В 1994 году совместно со своим другом каскадёром и педагогом Николаем Астаповым создал в Красноармейске «Школу искусств Николая Караченцова» («ШИК»), в которой дети обучались в различных направлениях — от танцев до живописи, от фехтования до верховой езды. Но наибольших успехов они добились в степе.
Одним из главных увлечений Николая Караченцова был теннис. Он не раз становился участником ряда теннисных турниров, в том числе «Большой шляпы», «Марко-Гаррос», за кубок «Большого колпака».
В 1994 году в паре с телеведущим Борисом Ноткиным был допущен играть с первым президентом РФ Борисом Ельциным. Среди постоянных партнёров Караченцова по теннису были профессиональный теннисист и тренер Шамиль Тарпищев, вице-президент федерации тенниса Северо-Западного региона Игорь Джелепов, композитор Максим Дунаевский и поэт Юрий Ряшенцев.
Автомобильная авария, болезнь и смерть
Около полуночи 27 февраля 2005 года Караченцову, находившемуся на даче в посёлке Валентиновка на северо-востоке Московской области, позвонила жена и сообщила, что её мать, Надежда Степановна Поргина (1922—2005), скончалась от рака. Вместе с мужем сестры жены Андреем Кузнецовым Караченцов немедленно поехал к супруге в квартиру на юго-западе Москвы. Ночью, уже 28 февраля, в Москве, на обледенелой дороге Мичуринского проспекта напротив кинотеатра «Литва» автомобиль Volkswagen Passat B5, за рулём которого был Караченцов, попал в аварию. Караченцов, взволнованный вестью, вёл машину, не пристегнувшись ремнём безопасности и превышая допустимую скорость. Он резко затормозил, увидев впереди пути железнодорожного переезда. Машину развернуло и занесло сперва в бордюрный камень, а затем в фонарный столб, при этом удар пришёлся на переднюю левую стойку и водительскую дверь. В результате удара сработала подушка безопасности со стороны пассажира, но не со стороны водителя. В результате актёр получил серьёзную черепно-мозговую травму и тупую травму живота, также у него были сломаны три ребра. Он был доставлен в больницу, где ему той же ночью была сделана трепанация черепа и проведена операция на головном мозге. Как только позволило состояние пострадавшего, его перевезли в Институт Склифосовского. 26 дней Караченцов пролежал в коме. В начале июня был переведён в Центр патологии речи и нейрореабилитации. Процесс выздоровления был долгим.
Лишь в мае 2007 года Караченцов смог подняться на сцену, показавшись зрителям во время гала-концерта «Звёзды сошли с небес…» (по названию самой последней песни, записанной Караченцовым), на котором была презентация дисков с песнями из репертуара Николая Караченцова. Режиссёром программы был Владислав Дружинин, а поддержать коллегу пришёл ряд артистов. Тогда его супруга Людмила Поргина совместно с другом семьи продюсером Максимом Фёдоровым и директором Караченцова Мариной Ширшиковой выпустила «Антологию песен Николая Караченцова» (полное собрание на 12 компакт-дисках). Бóльшую часть песенного материала продюсер Максим Фёдоров предоставил для проекта из своей личной коллекции, которую собирал в течение десяти лет. «Антология песен Николая Караченцова» вышла небольшим подарочным тиражом 1500 экземпляров.
С композитором и поэтессой Еленой Павловной Суржиковой на презентации совместного альбома «Я не солгу!», 1 октября 2009 года
1 октября 2009 года Караченцов вновь появился перед публикой на презентации совместного с композитором Еленой Суржиковой компакт-диска «Я не солгу!» в сигарном клубе в ТЦ «Lotte Plaza», где, по словам Людмилы Поргиной, даже пробовал разные сорта сигар.
В марте — апреле 2011 года Николай Караченцов проходил курс лечения в одной из клиник Израиля. Было отмечено, что его речь улучшилась.
После лечения в трёх клиниках тибетской медицины в Москве Поргиной посоветовали отвезти мужа в Китай — в клинику восточной медицины.
В январе — мае 2013 года Николай Караченцов проходил курс лечения в клиниках Пекина. По данным НТВ, двухмесячное лечение в Китае травами, массажами и иглоукалыванием не принесло ожидаемых результатов, актёру стало только хуже — он стал передвигаться исключительно на коляске. Однако Поргина заявила, что лечение в Китае дало плоды: Караченцов снова начал ходить, и в сентябре они снова отправились в Пекин — в неврологическую клинику. Вторая поездка продолжалась месяц и обошлась в 36 000$ — деньги на неё помогли собрать коллеги-актёры и режиссёры. Караченцову делали внутривенные вливания из трав, физиотерапию, массаж и иглоукалывание. После этой поездки, по словам жены, он стал более выносливым, начал самостоятельно ходить с палочкой по дачному участку, побывал в Санкт-Петербурге на опере в Мариинском театре.
В октябре 2013 года Караченцов сыграл небольшой эпизод в фильме «Белые росы. Возвращение», где показано, как после долгого отсутствия его персонаж Василий возвращается домой к жене. Поскольку речь актёра после автокатастрофы была затруднена и он был достаточно слаб физически, эта эпизодическая роль была практически без слов. Фильм снимался в Минске и в Гродненской области на киностудии «Беларусьфильм».
26 октября 2014 года в театре «Ленком» прошёл юбилейный вечер Николая Караченцова «Я здесь!» (название — по первой строчке песни «Звёзды сошли с небес…», которую артист записал незадолго до аварии).
1 ноября 2014 года в Литературном кафе Московского дома книги прошёл творческий вечер Николая Караченцова, посвящённый выходу двойного компакт-диска «Лучшее и неизданное», приуроченного к 70-летию актёра.
5 июня 2015 года Караченцов, а также его друзья — композиторы Елена Суржикова и Рустам Неврединов, которые на протяжении многих лет писали для него песни, получили почётные награды от «Музея шансона» за вклад в развитие жанра.
12 октября 2016 года Московский фонд мира наградил Николая Караченцова золотым Орденом «Служение искусству».
Около 19:30 27 февраля 2017 года Караченцов вновь попал в серьёзное ДТП. Автомобиль Toyota Highlander, в котором находились сам Караченцов, его жена, которая была за рулём, родственница и медсестра, столкнулся с «Газелью» на перекрёстке улиц Пушкина и Дарвина в посёлке Загорянский Щелковского района Московский области, неподалёку от дачи актёра. При столкновении автомобиль перевернулся. Караченцов был доставлен в больницу, однако появившаяся ранее в СМИ информация о подозрении на сотрясение мозга не подтвердилась. По версии очевидцев и водителя «Газели», экспедитора хлебозавода Бакберген Жекшеналиева, обгон стоявшего на перекрёстке грузовика по встречной полосе совершал автомобиль Toyota. Людмила Поргина заявила: «Я не поняла, мы ехали как в кино. Удар произошёл вот сюда, в этот момент и нас перевернуло, мы выскочили и перевернулись на бок». СМИ сообщали, что семья Караченцовых спешила в кинотеатр. По предварительной версии ГИБДД, виноват был водитель «Газели». Однако позднее правоохранительные органы выяснили, что Поргина находилась в состоянии алкогольного опьянения и пересекла сплошную полосу, грубо нарушив ПДД. По версии Поргиной, 0,3 промилле алкоголя, обнаруженные в её крови — остатки джин-тоника, выпитого ею накануне, а в день ДТП она ничего не ела, соблюдая православный пост. 3 марта 2017 года актёр был выписан из больницы.
В сентябре 2017 года у Караченцова была диагностирована неоперабельная раковая опухоль в левом лёгком. В начале октября 2018 года он был госпитализирован в 62-ю онкологическую больницу Москвы.
Николай Караченцов скончался в реанимации 62-й онкологической больницы в 8 часов 50 минут 26 октября 2018 года в канун своего 74-летия из-за отказа почек.
Прощание с Николаем Караченцовым состоялось 29 октября в театре «Ленком». В тот же день отпевание актёра в столичном храме Воскресения Словущего на Успенском вражке в Брюсовом переулке, прихожанином которого он был, совершил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Похоронен на 6-м участке Троекуровского кладбища (рядом с актёрами Игорем Квашой, Мариной Голуб, Владиславом Галкиным и космонавтом Георгием Гречко. В день рождения артиста на его могиле установили памятник.
Семья женой Людмилой Поргиной на презентации альбома. Московский Дом книги, 12 октября 2016 г.
Отец — Пётр Яковлевич Караченцов (14.08.1907—23.12.1998) — советский художник-график, иллюстратор, плакатист, член Союза художников СССР, Заслуженный художник РСФСР (1967).
Мать — Янина Евгеньевна Бруна́к (13.11.1913—1991) — балетмейстер-постановщик.
Младший брат (по отцу) — Пётр Петрович Караченцов (род. 7 апреля 1956) — художник, иллюстратор книг. Его работы есть в собрании Третьяковской галереи и в частных коллекциях России, США, Франции.
Жена (01.08.1975) — Людмила Андреевна Поргина (род. 24 ноября 1948) — актриса, Заслуженная артистка РФ, прожили в браке 43 года.
Сын — Андрей Николаевич Караченцов (род. 24 февраля 1978) — окончил МГИМО, адвокат, генеральный директор Культурного фонда Николая Караченцова.
Невестка — Ирина Васильевна Караченцова (урождённая Малышева; род. 14 мая 1978) — врач акушер-гинеколог, доцент, кандидат медицинских наук, преподаватель РНИМУ им. Пирогова, кафедра акушерства и гинекологии, руководитель программы повышения квалификации «Менеджмент в медицинском бизнесе».
Внук — Пётр Андреевич Караченцов (род. 2002).
Внучка — Янина Андреевна Караченцова (род. 2005), названа в честь матери Николая Караченцова Янины Евгеньевны Брунак, в 2014 году внучку и невестку Ирину сбил таксист «Хэппи такси» на автомобиле «Хёндэ», лишенный прав за вождение в нетрезвом виде, травмы у Янины были незначительные, диагностировали ушибы локтевых суставов и голени, это произошло возле гимназии в Леонтьевском переулке, куда Янина с мамой шла на учёбу.
Внучка — Ольга Андреевна Караченцова (род. 2015).
Творческая деятельность
Роли в театре Ленком
1967 — «Дым отечества» К. Симонова — Шурка Басаргин
«Прощай, оружие» по Э. Хемингуэю, постановка А. Гинзбурга, О. Чубайса — Солдат
«Золотой ключик» А. Толстого; постановка С. Штейна — Кот Базилио
«Суджанские мадонны» — Колька
«В день свадьбы» В. Розова; постановка А. Эфроса — Женя
«Мольер» по М. Булгакову — Шарлатан с клавесином, брат Силы
1972 — «Вера, Надежда, Любовь» А. Арбузова; постановка В. Монахова — Данила
1973 — «Колонисты» по А. Макаренко; постановка Ю. Мочалова — Карабанов
1973 — «Автоград 21»; постановка М. Захарова — хор
1974 — «Музыка на 11-м этаже» И. Ольшанского; постановка В. Монахова — Костя
1974 — «Тиль» Г. Горина по Ш. де Костеру; постановка М. Захарова — Тиль Уленшпигель
«Конец Хитрова рынка»; постановка В. Монахова и В. Всеволодова — Сеня Булаев
1976 — «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» рок-опера А. Рыбникова по поэме Пабло Неруды; постановка М. Захарова — Смерть и Главарь рейнджеров
1977 — «Гамлет» У. Шекспира; постановка А. Тарковского — Лаэрт
1979 — «Жестокие игры» А. Арбузова; постановка М. Захарова — Миша Земцов
1981 — «Юнона и Авось» рок-опера А. Рыбникова по поэме А. Вознесенского; постановка М. Захарова — граф Резанов
1983 — «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского — Алексей
«Страх и отчаяние в Третьей империи» Б. Брехта — Штурмовик и Молодой рабочий
1986 — «Диктатура совести» М. Шатрова; постановка М. Захарова — Карбышев
1990 — «Школа для эмигрантов» — Серж
1992 — «…Sorry» А. Галина; постановка Г. Панфилова — Юрий Звонарёв
1995 — «Чешское фото» А. Галина; постановка А. Галина — Лев Зудин
2001 — «Шут Балакирев» Г. Горина; постановка М. Захарова — Меншиков
2004 — «Город миллионеров»; постановка Р. Самгина — Доменико Сориано
Работы на телевидении
1970 — «Иван и Алтыншаш» (телеспектакль) — «Иван, киномеханик»
1970 — «Боян Чонос» (телеспектакль) — Коста-Лазар
1974 — «Пир во время чумы» (телеспектакль); постановка М. Захарова — Председатель Вальсингам
1976 — «В одном микрорайоне» (телеспектакль) — Валера Серёгин (в титрах — Караченцев)
1976 — «Волшебный фонарь» (телеспектакль) — Вдова, парижанин
1979 — Новогодний «Голубой огонёк» — ведущий (с Татьяной Судец)
1980 — Бенефис Татьяны Дорониной — Орфей, Цыган, Синдбад-мореход, Граф-жестянщик, Кай
1996 — «Любовь великих» (телеспектакль)
2002 — «Сладкий сон мой» (телеспектакль) — Викентий Витольдович Ларго
2002 — «Юнона и Авось» (фильм-спектакль) — граф Резанов.