Найти тему

Перун, славянский бог неба и вселенной

Оглавление

В славянской мифологии Перун был верховным богом, богом грозы, грома и молнии, владевшим небом и выступавшим покровителем правящих армейских подразделений. Он - один из немногих славянских богов, о вере в существование которых есть летописные свидетельства, по крайней мере, еще в VI веке нашей эры.

https://pl.pinterest.com/pin/584060645398149883/
https://pl.pinterest.com/pin/584060645398149883/

Перун в славянской мифологии 

Перун был верховным богом дохристианского славянского пантеона, хотя есть летописные свидетельства того, что в какой-то момент истории он вытеснил Сварога (бога солнца) и стал главным . Перун был языческим воином небес и покровителем воинов. Благодаря своей сказочной битве с драконом Велесом, он стал освободителем всей атмосферной воды, поэтому ему поклонялись как богу земледелия, и ему приносили в жертву быков и даже людей.

В 988 году лидер Киевской Руси князь Владимир снес статую Перуна под Киевом и бросил ее в воды реки Днепр. Но и в наше время находятся люди, которые бросают золотые монеты в Днепр, чтобы почтить Перуна.

Внешний вид и репутация

Перуна изображают энергичным рыжеволосым мужчиной с внушительным ростом, с серебряными волосами и золотыми усами. Он носит молоток, военный топор и/или лук, из которого он стреляет молниями. Он ассоциируется с волом и представлен священным деревом - могучим дубом. Иногда его изображают катающимся по небу в колеснице, запряженной козлом. На иллюстрациях к своему основному мифу он иногда изображается в виде орла, сидящего на верхних ветвях дерева, а его враг и боевой соперник Велес-дракон свернулся вокруг корней.

Перун ассоциируется с четвергом - славянское слово для четверга "Перендан" означает "День Перуна" —и его праздником было 21 июня.

Был ли Перун изобретен викингами?

Существует устойчивая легенда о том, что князь Киевской Руси Владимир (правил в 980-1015 гг. н. э.) создал славянский пантеон богов из смеси греческих и скандинавских сказаний.

Этот слух возник из Немецкого культурного движения 1930-1940-х годов. Немецкие антропологи Эрвин Винеке (1904-1952) и Леонард Франц (1870-1950), в частности, придерживались мнения, что славяне не способны развить какие-либо сложные верования, выходящие за рамки анимизма, и для этого им нужна помощь "господствующей расы".

В 980 г. Владимир действительно собрал на одном из холмов Киева идолы различных богов (Перуна, Велеса, Даждьбога, Хорса, Стрибога, Мокоши) и велел молиться им и приносить жертвы, но есть документальные свидетельства того, что статуя Перуна существовала там десятилетиями ранее. Статуя Перуна была больше других, сделана из дерева с серебряной головой и золотыми усами. Позже он удалил статуи, предписав своим соотечественникам обратиться в византийское греческое христианство, что было очень мудрым шагом для обновления Киевской Руси и облегчения торговли в регионе.

Однако в своей книге 2019 года «Славянские боги и герои» ученые Джудит Калик и Александр Учитель продолжают утверждать, что Перун, возможно, был изобретен Русью между 911 и 944 годами в первой попытке создать пантеон в Киеве, когда он стал столицей вместо Новгорода.

Сохранилось очень мало дохристианских документов, относящихся к славянским культурам, и этот спор, возможно, никогда не будет разрешен до такой степени, чтобы удовлетворить всех. 

Древние источники о Перуне.

Наиболее раннее упоминание о Перуне содержится в трудах византийского ученого Прокопия (500-565 гг. н.э.), который отмечал, что славяне поклонялись "Творцу Молнии" как повелителю над всем и богу, которому приносили в жертву скот и другие жизни.

Перун фигурирует в нескольких сохранившихся Варяжских (Русских) договорах, начиная с 907 г. н. э. В 945 г. в договоре между лидером Руси князем Игорем (супругой княгини Ольги) и византийским императором Константином VII упоминается о том, что люди Игоря (язычники) сложили оружие, щиты и золотые украшения и принесли клятву у статуи Перуна верно исполнить мирный договор с греками, крещеные русские люди — а их было немало в Киеве тех лет — клялись в близлежащей церкви Святого Ильи. Новгородская летопись (составлена в 1016-1471 гг.) сообщает, что при нападении на святилище Перуна в этом городе произошло серьезное восстание народа, все это говорит о том, что миф имел какое-то долговременное существование.

Первичный миф

Перун наиболее существенно связан с мифом о сотворении мира, в котором он сражается с Велесом, славянским богом подземного мира, за защиту своей жены (Мокош, богини лета) и за свободу атмосферной воды, а также за контроль над Вселенной.

Пост-христианские изменения

После крещения Руси в XI веке н.э. культ Перуна стал ассоциироваться со святым Илией, также известным как Святой Пророк Илия (или Илья Муромец, или Илья Громовик), который, как говорят, разъезжал по небу на огненной колеснице и наказывал своих врагов молниями.